Posted 13 октября 2023, 23:40
Published 13 октября 2023, 23:40
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
События в Израиле, который продолжает уничтожать ХАМАС в секторе Газа в ответ на беспрецедентный по масштабам теракт 7 октября, не только затмили прочие новости во всем мире, но уже влияют на повседневную жизнь в нашей стране. Сразу же после этой атаки Минэкономразвития РФ рекомендовало российским туроператорам и турагентам приостановить продажу туров в Израиль до нормализации обстановки в стране, а российским гражданам — воздержаться от поездок туда в туристических целях. О том, что россияне начали отказываться от ранее забронированных туров в Израиль, двумя днями позже сообщили в Российском союзе туриндустрии.
Хотя Израиль и до этого не был самым популярным местом отдыха для россиян, теперь об этом направлении, похоже, придется вообще забыть — и надолго. Однако люди в нашей стране, несмотря на все тяжелые события, не отказываются от самого понятия «отпуск» и, в том числе, продолжают покупать билеты на самолеты.
Если летом этого года самым популярным южным аэропортом в России стал Адлер (Сочи), куда, по данным сайта для путешественников Туту.ру, чаще всего отправлялись путешественники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени и Новосибирска, то на предстоящие новогодние праздники в числе самых популярных российских направлений лидируют Москва, Калининград и тот же Сочи, а из зарубежных — Таиланд, Турция и ОАЭ.
В среднем россияне начинают планировать свой новогодний отпуск за четыре месяца. При этом в нынешнем году, как отмечается в исследовании сервиса «Яндекс Путешествия», россияне на новогодние каникулы стали чаще всего выбирать поездки по родной стране, да так, что на дальнее зарубежье теперь приходится лишь четверть купленных билетов.
Средняя цена авиабилета на период с 22 декабря по 8 января на поездки по России составляет 16100 рублей, по странам СНГ — 28000 рублей, по дальнему зарубежью — 97200 рублей. По сравнению с прошлым годом, билеты по РФ и СНГ для поездки на Новый год в среднем подорожали чуть более чем на 15%, а в дальние зарубежные страны — почти в полтора раза. Так что тенденция, отмеченная экспертами, имеет видимое объяснение.
Тем не менее нельзя сказать, что туристическая индустрия замирает, и улететь куда-нибудь дальше, чем в Сочи, можно и не мечтать. Напротив, сейчас возникают новые варианты, в том числе и для жителей Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа. В сезон осенних и зимних отпусков и каникул у них появится больше возможностей путешествовать к популярным местам отдыха без пересадок в Москве.
Так, компания «Аэрофлот» впервые открывает регулярные прямые рейсы из аэропорта Пулково на Пхукет. С 29 октября вступает в силу осенне-зимнее расписание, в рамках которого полеты из Петербурга на известный курорт Таиланда будут совершаться дважды в неделю, по четвергам и воскресеньям, а в обратную сторону — по вторникам и пятницам. Как рассказали ТАСС в управляющей компании аэропорта Пулково «Воздушные ворота Северной столицы», маршрут будут обслуживать лайнеры Airbus A330.
Напомним, что ранее петербургский аэропорт сообщал о возобновлении рейсов «Аэрофлота» на египетские курорты Хургада и Шарм-эль-Шейх.
В «Аэрофлоте» при этом обещают, что количество доступных для его клиентов направлений в осенне-зимнем расписании увеличится до 190, что на 10% больше, чем годом ранее. В частности, с пересадкой в Москве будут доступны новые регулярные рейсы на Маврикий.
Если посмотреть, сколько стоят авиабилеты из Пулково на оставшуюся часть года до некоторых популярных аэропортов, то можно увидеть два пика, когда цены прыгают вверх — это последние выходные октября и период перед самым Новым годом.
C последним пиком все очевидно. Что касается 28–29 октября, то тут тоже нет большой загадки. В нынешнем учебном году Минобразования РФ рекомендовало провести осенние каникулы с 30 октября по 5 ноября. Многим родителям приходится подстраивать свой отпуск под расписание детей, так что школьные каникулы — горячая пора для авиакомпаний. А значит, в это время и билеты становятся дороже, после чего вновь дешевеют.
Ценообразование в авиационных перевозках — тема, на первый взгляд, почти мистическая. Многие, кто пытается в нее погрузиться, в итоге пасуют перед описаниями мудреных алгоритмов систем бронирования и изощренных маркетинговых настроек билетных агрегаторов. Однако есть несколько простых правил, которые помогут сориентироваться в этой запутанной картине.
Начнем с очевидного: растут цены на топливо, как это происходит сейчас (что хорошо видно на АЗС), — дорожают и билеты на самолет. На «вилку» между ценами по одному и тому же направлению влияют также заполняемость самолета, сезонность, о которой говорилось выше, а также курс рубля, который так или иначе воздействует на цены даже при перелетах внутри России.
Сами авиакомпании объясняют все это тем, что если продавать билеты по единому тарифу, как в общественном транспорте, то плохо станет не только им, но и пассажирам. В «непопулярные» даты самолеты тогда летали бы почти пустыми, что делало бы эти рейсы нерентабельными, зато на те же каникулы билеты заканчивались бы моментально после поступления в продажу.
Динамическая система ценообразования заставляет людей искать более выгодные варианты и иногда идти на некоторые жертвы — например, соглашаться на вылет не в выходной, а в будний день, или ночными рейсами. В итоге заполняемость рейсов выравнивается (наглядный пример, как может действовать пресловутая «невидимая рука рынка»).
Впрочем, многие специалисты прогнозируют, что усилиями маркетологов уже в недалеком будущем может получиться так, что сама по себе цена билетов на самолет станет все меньше интересовать перевозчиков, потому что большую часть прибыли они начнут получать от продажи дополнительных услуг и комплексных предложений — вплоть до единой путевки, включающей не только перелет, но и страховку, трансфер или аренду автомобиля в аэропорту, бронирование отеля и так далее.
Уже сейчас, помимо основанного тарифа и сборов, на цену билета заметным образом могут влиять еще и дополнительные опции, доступные при бронировании. Если от них отказаться, можно существенно сэкономить. Особенно внимательным надо быть при покупке билетов на рейсы авиакомпаний-лоукостеров. При бронировании на их сайтах ненужные вам галочки могут стоять уже по умолчанию.
Зато если не полениться и найти на сайте услугу «подписаться на изменение цены», можно будет вовремя узнать, что нужный вам билет подешевел и надо скорее оформлять покупку. Нелишним также будет читать новости популярных билетных агрегаторов или подписаться на соцсети авиакомпаний, чтобы не пропускать распродажи и промоакции. Опытные путешественники отслеживают также цены на маршруты с пересадкой и чартерные рейсы.
Не стоит забывать и про льготы, которые есть не только у инвалидов и сопровождающих их лиц, но и у таких групп пассажиров, как, например, молодые люди в возрасте до 23 лет, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55-ти, многодетные семьи (при наличии соответствующего удостоверения). Кроме того, некоторые направления полетов внутри России субсидируются государством.
Есть и совсем особые случаи, когда надо следить за новостями. Например, когда в пиковый период в конце этого лета на Сахалине возникли проблемы с транспортной доступностью, первыми вовремя вернулись домой и успели отвести детей в школу те авиапассажиры, кто воспользовался специальным листом ожидания — свободные билеты для них отслеживал оператор кол-центра, организованного местными властями.
Михаил Макаров