США выступают за передачу Украине заблокированных российских активов. Почему сейчас? Все просто: бюджет ведь не резиновый. Летом Белый дом запрашивал у Сената более $20 млрд, но тот сократил сумму до $6 млрд.
Вроде бы все складно, но есть нюанс… Скорее, даже несколько.
1. Основная часть средств — в Европе. Это порядка $300 млрд. Даже если США решатся на такой шаг со своей стороны, то смогут передать $5 млрд, или 1,6% общих заблокированных средств.
2. Бюрократические проволочки. Даже если на передачу решатся сейчас, то на оформление всех бумажек может уйти до года. Это вряд ли поможет решить проблемы с бюджетом сиюминутно.
3. Репутационные риски. ЕС по определению считается колыбелью финансовой объективности и надежности. Поэтому конфискация чужих средств вне зависимости от причины может побудить другие страны к переводу своих денежных средств в другие юрисдикции.
Кроме того, тут еще и клиенты замороженных активов больно царапаются — Банк «Санкт-Петербург» выиграл суд с Euroclear в Бельгии. Первый прецедент как-никак. Но начало было положено — Бельгия решила передать Украине $1,8 млрд налоговых отчислений с заработанных Euroclear процентов на заблокированные активы. Вроде бы и ничего, но такими темпами и до самих процентов могут добраться — мол, кушать-то хочется, а тут лежат, понимаете ли, да и конфискуемое мы не трогаем вроде…
Но тут напрашивается справедливый вопрос: а сам факт заморозки не подрывает авторитет европейской юрисдикции? Вы уж определитесь: вам шашечки или ехать.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan