Posted 10 октября 2023, 09:00
Published 10 октября 2023, 09:00
Modified 1 февраля, 20:34
Updated 1 февраля, 20:34
Война в Израиле выявила еще одно интересное общественное размежевание. Официальная позиция России в целом нейтральная, а с идеей придания официального статуса палестинскому государству в итоге выступила Турция, что логично. Но вот общественная реакция — очень разная.
Израиль, как и Европа — место проживания миллионов бывших россиян, поэтому многие переживают за своих родственников. Да и вообще, еще в СССР (который во многом и создал Израиль) его называли «16-й республикой». Хотя и пели песни про «израильскую военщину», которая известна всему свету.
В этом смысле палестинские арабы, насколько бы «рабочими» ни были их партии, даже советским гражданам были в целом безразличны. Сегодняшние «акционеры» палестинской автономии в лице старших партнеров — Китая, Ирана и саудитов — также ментально не близки россиянам. Скорее наоборот, агрессивный ислам и ближневосточный терроризм многими воспринимаются как безусловная угроза.
Иран со своей «исламской революцией» тоже чужд тому «светскому» его восприятию. Китайцы, несмотря на попытку «поворота на Восток», ближе не стали. Однако близость Израиля к США (несмотря на тесную дружбу Путина и Нетаньяху) заставляет многих пропагандистов формировать к нему негативное отношение. К тому же в России до сих пор силен бытовой антисемитизм, который накладывается на «информацию из телевизора».
В общем, для большинства «городского класса» Израиль — близкая страна, и переживания за судьбы родственников вызывают безусловную поддержку действий властей. При этом новые российские друзья-партнеры вроде Ирана такой симпатии не вызывают, так как остаются ментально чуждыми и даже опасными союзниками.
Поэтому отношение России к арабо-израильскому конфликту 3.0, видимо, будет выражаться в двух плоскостях. Для внутреннего пользователя — с сочувствием Израилю и всем евреям (тем более что во власти очень много людей с гражданством этой страны), для внешнего — с умеренной поддержкой действий китайско-иранской коалиции. Тем более что даже Иран официально отстранился от ХАМАС, а значит, вероятно, глобальной эскалации удастся избежать и Израиль сможет-таки окончательно решить палестинский вопрос.
Илья Гращенков, политолог