Posted 10 октября 2023, 13:03

Published 10 октября 2023, 13:03

Modified 1 февраля, 20:34

Updated 1 февраля, 20:34

Андрей Никулин. У Израиля остался только один вариант действий

10 октября 2023, 13:03

Израиль пережил огромные, невероятные по его меркам человеческие потери, но не меньшими стали и потери репутационные. Если людей воскресить нельзя, то урон для образа мощнейшей военной силы на Ближнем Востоке возможно попытаться восстановить, наглядно и исчерпывающе продемонстрировав, что пробить рубежи обороны еврейского государства можно, но это закончится для удачливого противника только его полным физическим уничтожением. То есть полностью ликвидировав и военный, и политический механизмы ХАМАС и его лидеров так, чтобы некому было восстанавливать организацию впоследствии. И чтобы даже мысль о том, чтобы снова создать нечто подобное, воспринималась с ужасом в палестинском обществе. Вариант действий здесь только один — масштабная и тотальная наземная зачистка сектора Газа.

В недавней истории для этого существует только одна аналогия — кровавый полугодовой штурм миллионного иракского Мосула. Примеры в чем-то похожих Ракки и Алеппо нерелевантны, поскольку закончились организованным вывозом существенной части сопротивляющихся боевиков из городов с целью сокращения потерь. Здесь такой вариант невозможен, поскольку любая бежавшая или эвакуированная группа сможет стать впоследствии ядром, вокруг которого террористическая организация сможет восстановиться.

Проблема в том, что жестокие городские бои в густонаселенной и десятилетиями готовящейся к обороне Газе будут стоить тысяч жизней израильских военнослужащих и десятков, а то и сотен тысяч погибших палестинцев — в основном мирных (настолько, насколько может быть мирным житель тотально инфильтрованного хамасовской пропагандой города). Даже если в противостояние не включатся Западный берег и «Хезболла», количество жертв будет сравнимо с первой Войной Судного дня, а возможно, превысит ее.

Но альтернатива — постоянное напряженное ожидание, когда кто-то из соседей решит повторить хамасовский опыт. Неважно где — атаками поселенцев на Западном берегу Иордана, ударами из Ливана по Галилее или с сирийской территории по Голанам и северу Израиля.

На первых порах Израиль будет получать поддержку мирового сообщества и относительный нейтралитет соседних арабских стран. Но чем больше будет жертв и дольше сама операция — тем сильнее ее картинки будут заслонять погибших в последние пару дней, и, соответственно, будет увеличиваться мировое давление с целью переговоров и перемирия. Но, повторюсь, любой мир в подобной ситуации будет значить победу ХАМАС, пусть даже организация и потеряет три четверти своего состава.

Единственное, что может сейчас сделать Нетаньяху, если он действительно себя считает выдающимся политиком, — полностью взять на себя ответственность и за произошедшее, и за будущие жертвы. Приняв простую истину, что он уже является политическим трупом, на который в итоге будут возложены все промахи, а значит, терять нечего и единственное, что можно сделать — обеспечить хотя бы окончательную и финальную победу своего государства в борьбе с ХАМАС. Поняв, что все равно придется отвечать за все, а потому руки в конкретный момент могут быть развязаны и все страхи о возможной ответственности и уроне для политической репутации в прошлом. Если такой кульбит удастся, то победа, пусть и дорогой ценой, возможна.

Особенных альтернатив в данном случае не просматривается. Попытка срезать путь и перейти, пусть после тяжелых бомбежек и ограниченной наземной миссии, к переговорам чревата только повторением этого бессмысленного, дикого противостояния и новыми жертвами. А погибшие в этот раз боевики станут в общественном сознании шахидами, вдохновляющими новые поколения смертников.

Отдельный вопрос — что делать в целом с Газой и Палестинской автономией, густонаселенной, коррумпированной, распадающейся на части из-за противостояния местных кланов и политических групп. Вариант тотального контроля Израиля и «гражданской администрации» уже был, и его неэффективность привела к подписанию соглашений в Осло между Рабином и Арафатом. Вариант предоставить арабов самим себе и дать их элитам всласть коррумпироваться и разлагаться тоже оказался испробован — это привело к усилению радикалов (того же ХАМАС) и потере контроля палестинской администрации над Газой.

Остается кажущийся сейчас невероятным сценарий попытки создания честного и эффективного палестинского правительства, с одной стороны, способного к контролю над своими территориями, с другой — являющегося признанной и равной стороной в диалоге с Израилем. Такой вариант поднимает слишком много неприятных тем, включая эвакуацию по крайней мере части израильских поселений с Западного берега, раздел финансов, водных ресурсов, безопасности. Потому он и торпедировался всеми силами — как израильскими политиками и генералами, которым было проще представлять палестинскую власть кучкой мошенников и шарлатанов, неспособной являться стороной переговоров, так и самими палестинскими элитами, не желающими уходить от кормушки.

Но альтернатив пока не просматривается. Все прочие варианты обанкротились, а гипотетические идеи вроде выселения палестинцев или присоединения Газы и Западного берега к Египту и Иордании невероятны хотя бы потому, что властям Каира и Аммана в последнюю очередь нужны такие «подарки» для своих и без того неспокойных стран.

Андрей Никулин, философ, политолог

Подпишитесь