Интернет переполнен самыми кошмарными описаниями беспрецедентного нападения отрядов ХАМАС на Израиль утром в минувшую субботу, в результате которого число погибших уже превысило 800 человек, а еще две с лишним тысячи были ранены. Есть свидетельства очевидцев и от выходцев из Санкт-Петербурга, с которыми связался «Росбалт». И вот, после того как немного отступил первый шок, все громче звучит вопрос: «Как такое вообще стало возможно?»
Еще 6 октября считалось, что еврейское государство, всю свою современную историю живущее во враждебном окружении, способно дать опор даже самому мощному и скоординированному нападению близлежащих арабских государств. И уж точно не было сомнений, что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ), входящая в список самых хорошо вооруженных и профессиональных в мире, в состоянии подавить любой бунт на палестинских территориях, что в Газе, что на Западном берегу. Мол, вопрос лишь в «гуманитарных издержках» — порицании со стороны правозащитников и очередной осуждающей Израиль резолюции Генассамблеи ООН.
Ранним утром 7 октября все эти дискуссии остались в прошлом. Теперь израильскому обществу, а вместе с ним и многочисленным заинтересованным международным наблюдателям, предстоит чуть ли не с нуля переоценить баланс сил на Ближнем Востоке.
Сейчас, судя по публикациям в израильских СМИ и в многочисленных пабликах в соцсетях, избиратели требуют от правительства Биньямина Нетаньяху самыми жесткими и решительными способами решить две почти взаимоисключающие задачи: отомстить террористам («стереть Газу с лица земли») и спасти уведенных туда заложников, число которых по самым минимальным оценкам превышает сто человек.
Тут надо напомнить, что в самых кровавых и резонансных терактах в Израиле (наподобие «Бойни в аэропорту Лод» в 1972 году или взрыва на дискотеке «Дельфин» в Тель-Авиве в 2001 году) гибли десятки, но никак не сотни людей одновременно. Что касается заложников, то спасение даже одного захваченного в плен гражданина Израиля (тем более — военнослужащего), становилось задачей общенационального масштаба. Так было, например, с солдатом Гиладом Шалитом, похищенным хамасовцами в 2006 году и освобожденным только в 2011-м, для чего правительству Нетаньяху пришлось выпустить из тюрем более тысячи заключенных палестинцев, в том числе отбывавших пожизненные сроки за теракты.
Теперь в заложниках не только высшие офицеры, но и старики, женщины, дети… Причем, судя по всему, ХАМАС не спешит начинать переговоры об их освобождении (все новости о посредничестве то Египта, то Катара почти сразу же опровергались). Эмоциональный удар, нанесенный израильскому обществу, пока трудно оценить, но уже понятно, что «разбор полетов» по итогам случившегося предстоит долгий и с самими радикальными последствиями как для внутренней политики, так и для международных отношений.
Одним из главных будет вопрос «почему проспала разведка». Мировые СМИ сейчас пестрят покаянными высказываниями израильских политиков и военных (правда, по большей части пребывающих в отставке). «Это наше 11 сентября, они поймали нас». «Они удивили нас и быстро пришли из многих мест — как с воздуха, так с земли и моря». «Они заставили нас думать, что им нужны лишь деньги, а сами все это время готовили атаку». «Разведывательная система и военный аппарат на юге страны допустили огромный провал». «Это позор для АМАН (военной разведки) и Шабак (службы внутренней безопасности)».
Бывший глава израильской разведки «Моссад» Эфраим Галеви в интервью CNN и вовсе дал почти признательные показания: «У нас не было никакого предупреждения. Стало полной неожиданностью, что утром началась война. Количество ракет, запущенных ХАМАС менее чем за 24 часа, превышает 3000 — с нашей точки зрения, это за гранью воображения. Мы не знали, что у них есть такое количество ракет, и мы, конечно, не ожидали, что они будут такими эффективными».
Галеви также заявил, что это была «уникальная атака» и «первый раз», когда отряды из Газы смогли «проникнуть глубоко в Израиль и взять под контроль его населенные пункты». По его словам, действия ХАМАС были так же хорошо скоординированы, как и замаскированы от разведки.
Первым в активно составляемом сейчас списке виновных, кончено же, значится правительство. Газета Haaretz пишет, что к крупнейшему провалу Израиля в сфере безопасности за последние полвека привело «безрассудство» премьер-министра Нетаньяху, который теперь не сможет просто так «умыть руки». При этом подчеркивается, что уничтожено мнение об Израиле как региональном лидере, обладающем одними из лучших в мире разведывательными и кибернетическими возможностями.
«Даже если весь сектор Газа будет уничтожен (а в этом нет необходимости), и даже если головы лидеров ХАМАС Мохаммеда Дейфа, Халеда Мешаля, Яхьи Синвара, Исмаила Хании и их соратников будут валяться в переулках, это не компенсирует крупнейшего провала в сфере безопасности с 1973 года. Это не подсластит горечь разгрома и не ослабит потрясения от количества убитых и похищенных», — отмечает влиятельное израильское издание.
В свою очередь, Reuters публикует сенсационные детали того, «как тщательная кампания обмана позволила ХАМАС застать израильтян врасплох». «Боевики тренировались часто практически на виду», — сообщает агентство, ссылаясь на «источник, близкий к ХАМАС», который предоставил множество подробностей подготовки к атаке.
Одним из наиболее ярких стал рассказ о том, что ХАМАС построил в Газе макет израильского поселения, на котором отрабатывались высадка десанта и штурмовые действия. «Израиль, конечно, это видел, но там были убеждены, что ХАМАС не заинтересован в конфронтации», — пояснил источник.
Понятно, с каким тяжелым чувством читали это и в правительственных офисах в Иерусалиме, и, тем более, в бомбоубежищах где-нибудь в Ашкелоне или среди руин в Сдероте. И тут новый «удар в спину» — агентство Associated Press сообщило со ссылкой на анонимный источник в Каире, что примерно за десять дней до атаки ХАМАС глава египетской разведки якобы предупредил Нетаньяху о подготовке «чего-то грандиозного и ужасного в Газе» и «был удивлен ответным безразличием премьера». Нетрудно догадаться, что в канцелярии премьер-министра Израиля гневно отрицают сам факт такого разговора, утверждая, что AP распространило фейк-ньюс.
Как бы то ни было, действующий директор «Моссада» Давид Барнеа не далее как 10 сентября на ежегодной конференции в университете Рейхмана в Герцлии рассказывал, что разведка «наблюдает значительный рост попыток нанести вред израильтянам и евреям по всему миру и работает над тем, чтобы предотвратить это». При этом он обвинил в подготовке большей части терактов Иран и предупредил, что «пришло время взыскать с него цену по-другому».
«Нападение на израильтянина или еврея приведет к активности против тех, кто послал террористов, до самого высокого уровня принятия решений. Я имею в виду, что эта цена будет устанавливаться с большой точностью в глубине Ирана, а также в самом сердце Тегерана», — всего за месяц до атаки обещал глава «Моссада».
Нет сомнений, что это выступление вскоре вспомнят и начнут задавать Барнеа самые неприятные вопросы. Впрочем, глава партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман, в прошлом занимавший пост министра обороны, уже открыто критикует премьера и военных за их действия, в том числе после атаки. «Считаю ошибкой, что глава правительства, министр обороны и начальник Генштаба не появляются в медиа и не разговаривают с людьми. Они обязаны выступать публично и отвечать на задаваемые им вопросы. Это их долг перед народом Израиля после трех дней боев», — заявил он на брифинге для журналистов.
В это время ЦАХАЛ делает то, что хорошо умеет — авиационными ударами превращает в щебень инфраструктуру ХАМАС. В Газе счет погибших и раненых также пошел на сотни, и понятно, что это только начало. Министр обороны Израиля приказал «тотально осадить Газу», пообещав, что «там не будет ни электричества, ни еды, ни топлива», а министр энергетики вдогонку распорядился перекрыть перенаселенному сектору еще и воду.
Израильская армия объявила мобилизацию 300 тысяч резервистов и явно готовится к наземной операции в Газе. Возможно, у ХАМАС припасены сюрпризы и на этот случай, так что вряд ли сейчас кто-то сможет дать достоверный прогноз, как пойдет эта битва.
Большой вопросительный знак, висящий над всей ситуацией, — степень вовлеченности Ирана. В нашумевшей публикации The Wall Street Journal утверждается, что иранские спецслужбы не просто знали об атаке, а помогли ее спланировать и в прошлый понедельник «дали зеленый свет нападению» на встрече с хамасовцами в Бейруте.
В Тегеране хотя и приветствуют действия ХАМАС, называя их «борьбой за освобождение палестинского народа», однако категорически отрицают свою причастность к терактам. Но никто в это не поверит, если второй фронт на севере Израиля откроет базирующаяся в Ливане проиранская группировка «Хезболла» (у которой тоже очень много ракет, причем не исключено, что они куда серьезнее, чем хамасовские). «Вишенка на торте» — ударная группировка во главе с авианосцем «Джеральд Форд», срочно отправленная к берегам Израиля президентом США Джо Байденом.
Нет сомнений, что горячих новостей с Ближнего Востока придет еще немало, и «Росбалт», конечно, продолжит следить за развитием событий.
Михаил Макаров