Российской валюте по итогам «горячего» вторника удалось вернуться к отметке 99,66 рублей за доллар, хотя в начале торгов курс с шумом улетал выше сотни. Доллар, евро и юань начали атаку на рубль днем ранее, при этом «американец» обновил максимальные отметки с середины августа. Виной тому завершение периода налоговых выплат, пришедшихся на конец сентября, из-за чего экспортеры перестали выбрасывать валюту на рынок.
В итоге снова начались разговоры о необходимости срочного вмешательства в ситуацию со стороны финансовых властей. Вдобавок масла в огонь подливают новости с сырьевой биржи — цены на нефть марки Brent, от которых все еще в значительной степени зависит экономическое самочувствие нашей страны, растеряв былой задор, покатились вниз, едва удержавшись выше $90 за баррель.
На этом фоне раздался «глас свыше», призвавший меньше поддаваться эмоциям. Отметив, что в Кремле не видят поводов для беспокойства в связи с тем, что на торгах вновь была преодолена отметка в 100 рублей за доллар, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков называл чрезмерное внимание к валютным торгам «рудиментом прошлого», добавив, что нужно привыкать жить в рублевой зоне и не чувствовать себя столь зависимыми от курса доллара. При этом он подчеркнул, что «макроэкономическая стабильность полностью обеспечивается действиями макрорегулятора и правительства» (цитаты по агентству «Интерфакс»).
Последнюю фразу можно расценивать как сигнал о завершении спора между Минфином, требовавшим установить более строгий контроль за движением капитала, и Центробанком РФ, предпочитающим полагаться на монетарную политику вместо административных мер поддержки обменного курса. Одновременно ЦБ приходилось отбиваться от яркой инициативы министра экономики Максима Решетникова разделить валютный рынок «мембраной», как в Китае, где существуют внутренний и внешний курсы национальной валюты.
Нет повода для сомнений, что макрорегулятор (он же Банк России) будет иметь свободу действий, сколько бы ни нашлось желающих «схватить его за руки». Воспользовавшись случаем, зампред ЦБ Алексей Заботкин заявил во вторник, что раз главной задачей остается возвращение инфляции к целевому показателю 4%, то жесткая кредитно-денежная политика будет сохраняться не только до конца этого года, с чем почти все уже смирились, но и в 2024 году тоже.
Так что на ближайшем заседании совета директоров Банка России по ключевой ставке, запланированном на 27 октября, уже не станет сюрпризом решение вновь ее увеличить. На будущий год средний уровень ставки прогнозируется на уровне 11,5-12,5% годовых (это если не будет форс-мажора). Ее возвращения в нейтральный диапазон 5,5-6,5% можно ждать только после торможения роста цен, но в любом случае не раньше конца 2025 года.
Как отмечал «Росбалт», глава Банка России Эльвира Набиуллина прямо заявила, что сейчас неактуальны сценарии 2014 и 2022 годов, когда после экстренного повышения ставки она затем в короткий срок плавно снижалась. Кроме того, Набиуллина сообщила, что у ЦБ нет «психологической границы» курса рубля — это явно адресовано тем, кто требует «что-нибудь немедленно сделать» каждый раз, когда видит число 100 на табло валютного курса.
Что дальше? Поддержку рублю может оказать постепенное увеличение предложения иностранной валюты на внутреннем рынке — этому должно способствовать наращивание экспортной выручки под воздействием относительно высоких нефтяных цен, полагает аналитик «БКС Мир Инвестиций» Дмитрий Бабин. По его оценке, на отметке 100 рублей за доллар рост котировок на некоторое время может приостановиться.
«Правда, спрос на валюту остается на высоком уровне, из-за чего рубль пока не может сформировать более устойчивую восходящую коррекцию. Основной вклад в активные покупки валюты может вносить восстановившийся импорт, а также продолжающийся вывод капиталов, в том числе в рамках выкупа у нерезидентов российских активов», — прогнозирует эксперт.
В целом макроэкономические условия для России сейчас складываются благоприятно — планируется как рост мировой экономики, так и стабильный спрос на традиционные товары российского экспорта по достаточно высоким ценам, заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов во вторник на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Собственно, с этим уже не спорят и на Западе, где признали неэффективность «потолка цен» на российскую нефть и начали проделывать дыры в еще не принятом 12-м пакете санкций (на этот раз — чтобы у индийских огранщиков осталась возможность закупать алмазы у РФ).
Все это позволяет надеяться, что в 2024–2026 годах экономика РФ будет расти темпами выше 2% в год, рассказал Силуанов, добавив, впрочем, что не стоит полагаться только на благостные прогнозы и нужно быть готовым к самым разным сценариям.
Михаил Макаров