Правительство утвердило проект бюджета на 2024 год. В своем выступлении на Московском финансовом форуме министр финансов Силуанов назвал его бюджетом победы, заявив, что «все необходимое для фронта, все необходимое для победы в бюджете есть».
Расходы бюджета по сравнению с нынешним годом вырастут более чем на четверть, в том числе, по оценкам, оборонные расходы возрастут на 70%. Как утверждает правительство, социальные расходы также вырастут. Плановый дефицит бюджета сократится примерно вдвое по сравнению с 2023 годом и составит 1,6 трлн руб.
Бюджет сверстан на основе весьма оптимистичного прогноза Минэкономики относительно экономического роста (до 2,8% в 2023-и и 2% по ВВП в 2024-м) и цены на нефть в 2024–2025 годах (отмечу, что аналогичный прогноз Центробанка намного скромнее — темп роста ВВП в 2024 году — 0,5-1,5%). Тем не менее понятно, что финансирование такого роста расходов и дефицита бюджета потребует дальнейшего наращивания заимствований (хотя внутренний госдолг уже вырос до 25 трлн руб., и расходы на его обслуживание резко увеличиваются) и роста налогов, который становится трендом. Так, недавнее повышение экспортных пошлин для сырьевиков, по оценкам производителей удобрений, эквивалентно для них удвоению налога на прибыль. Активные заимствования правительства на фондовом рынке снижают аналогичные возможности для корпоративного сектора.
Также понятно, что наращивание оборонных расходов, включая зарплаты военных и работников предприятий ВПК, помощь семьям мобилизованных и т. п., увеличивает потребительский спрос, которому не противостоит адекватный рост предложения товаров. Бюджет сам становится фактором ускорения инфляции. В борьбе с ней Центробанк вынужден будет проводить жесткую финансовую политику и держать высокую ставку, что само по себе сдерживает экономический рост. Вот такая загогулина получается.
Андрей Нечаев, экономист