Posted 30 сентября 2023, 07:43

Published 30 сентября 2023, 07:43

Modified 1 февраля, 20:32

Updated 1 февраля, 20:32

В Питере жить — замуж не ходить: почему женщины выбирают жизнь без мужчин

30 сентября 2023, 07:43
Россиянки, особенно в столицах, идут в загс поздно и с неохотой.

В обществе многие десятилетия бытовало мнение, что для женщины нормально хотеть выйти замуж, а вот с желаниями мужчин возможны варианты. Однако данные социологических исследований и опросов свидетельствуют об изменении ситуации. Во всем мире фиксируется тренд на увеличение возраста вступления в брак и уменьшение числа женщин, стремящихся перейти в категорию официальных жен. Для России эта тенденция также справедлива, хоть и просматривается пока в меньшей степени.

Что говорит статистика?

Если обратиться к цифрам статистики, складывается ощущение, что с институтом брака что-то не так. По данным переписи населения 2021 года, в России насчитывалось 147,18 млн человек, из них 60 млн состояли в официально зарегистрированном или неофициальном браке. В 2010 году их число составляло 66,5 млн, а численность населения равнялась 145,14 млн. Безусловно, вслед за социологами можно выразить определенные сомнения в точности результатов переписей, а также вспомнить тот факт, что не все опрошенные отвечали на вопросы о своем брачном статусе (например, в 2021 году этими сведениями не пожелали поделиться 18,6 млн человек). Но все же общая ситуация понятна. К тому же существует более точная и свежая статистика Росстата, которая подтверждает данную тенденцию. В январе–апреле 2023 года в стране было зарегистрировано 219,8 тыс. браков (на 2,1% меньше, чем в 2022 году) и 216,1 тыс. разводов (на 7,1% больше, чем годом ранее).

Также статистика свидетельствует, что за последние десять лет средний возраст вступления в первый брак в России увеличился более чем на год — до 23,2 лет у женщин и до 25,4 лет у мужчин (против 21,9 и 24,2 соответственно в 2012 году). В Москве и Санкт-Петербурге в загс идут еще позже — москвички оттягивают этот момент до 25 лет, а петербурженки — до 27. При этом большая часть женщин выходят замуж и вовсе в промежутке от 25 до 34 лет. А ведь еще в начале 1990-х годов более 30% девушек вступали в брак в возрасте до 20 лет, к 25 годам в загсе успевали побывать более 80%. Что не так с современными женщинами?

«Тусовщицы» и «отличницы»

Психологи, антропологи и социологи задаются вопросами, почему женщины, которым, казалось бы, самой природой предопределено быть женами, матерями и хранительницами домашнего очага, сегодня манкируют своим предназначением. Ну или оттягивают исполнение своей традиционно понимаемой в обществе роли.

«Изменилось общественное мнение: сегодня уже никто не будет упрекать в неподобающем поведении незамужнюю молодую женщину, которая встречается или живет с мужчиной. До этого никому просто нет дела. Важно заметить, что сама жизнь стала „разнообразнее“, а возможности для веселого времяпрепровождения, тусовок по интересам — от всевозможных хобби-студий до фестивалей и самых разнообразных коллективных активностей малознакомых компаний, особенно в столичных мегаполисах, — возросли кратно», — отметила в комментарии «Росбалту» психолог Ирина Антонова.

При этом смена партнера уже не является чем-то необычным: легкие отношения не успевают перерасти в глубокую привязанность. Да и современные родители все чаще не драматизируют «пробные союзы» своих повзрослевших детей, полагая, что им следует получше узнать друг друга «на берегу».


«В то же время довольно значительная часть девушек, добивающихся высоких результатов во время обучения в вузах, считают, что наличие семьи может помешать успешному старту в профессиональной сфере, поскольку не будет являться преимуществом в условиях высокой конкуренции на рынке труда», — указывает эксперт. После того, как работа найдена, большинство молодых женщин достаточно быстро меняют свое отношение к возможности вступления в брак.

Женщины бальзаковского возраста

Однако, согласно результатам опросов, выйти замуж не стремятся и многие женщины «слегка за 30», которые уже имеют постоянную работу и достигли определенного уровня стабильности. Между тем биологические часы тикают: несмотря на достижения современной медицины, врачи-репродуктологи считают оптимальным для рождения первого ребенка возраст до 40 лет.

Избегающих брака представительниц данной возрастной группы можно разделить на две категории: «карьеристки» и «опасающиеся». Первые понимают, что времени на семью у них нет и в ближайшем будущем не появится — они до ночи пропадают на службе. Именно таких больше всего в столицах, где работодатели более склонны к соблюдению гендерного равенства в оплате труда. Чаще всего дамы-трудоголики имеют мужчину-партнера, с которым проводят редкие свободные часы. Еще одним вариантом отношений для них является секс без обязательств.

В дальнейшем, достигнув желаемого карьерного уровня, они находят соответствующего своему статусу мужа, а иногда предпочитают родить ребенка «для себя», поскольку достойного и свободного потенциального спутника жизни на горизонте в силу высоких требований не обнаруживают.


Мотивации «опасающихся», как пояснила эксперт, более сложны и разнообразны. Их страхи могут объясняться примером неудачного брака родителей, в котором отец проявлял агрессию, черствость или самодурство. Или, например, чрезмерным давлением матери, не готовой отпустить дочь в самостоятельное плавание и разными способами этому препятствующей. Однако эти причины можно отнести к разряду традиционных, фиксировавшихся и десять, и двадцать лет назад. Приметой новейшего времени психологи называют другие страхи.

«„Опасающиеся» находятся в сложной ситуации, в которую, честно сказать, сами себя и загоняют. С одной стороны, они вроде бы осознали собственную значимость и распрощались со стереотипами, утверждавшими замужество в качестве основного условия полноценного существования в обществе, с другой — во многом продолжают мыслить в рамках «патриархатной идеи». Один из главных страхов «опасающихся» по-прежнему заключается в слове «должна»: ты должна быть хорошей хозяйкой (а ведь домашняя работа — тяжелый труд, который мужчина далеко не всегда готов разделить с супругой), должна родить ребенка (иначе — какой смысл было выходить замуж), должна быть привлекательной и сексуальной (стать жертвой измены стыдно, а свободных «охотниц» вокруг достаточно), должна обеспечить комфортную атмосферу в доме (муж «про другое» — он добытчик). На словах женщина протестует против этого «должна», а на деле — боится не потянуть роль идеальной жены», — считает Ирина Антонова.

Мысли о детях тоже вызывают у «опасающихся» испуг. Женщина понимает, что за время декрета и ухода за ребенком в условиях быстрого роста уровня требуемых профессиональных компетенций она может выпасть из обоймы — и даже в итоге потерять работу, несмотря на якобы существующие социальные гарантии. В этом случае обеспечивать ее придется мужу, а в нем она заранее «немножко не уверена», поясняет психолог.

Остается вариант неофициального брака, на который «опасающимся» пойти намного легче из-за возможности быстро выйти из отношений в случае их неудачного развития. А затем, если страхи развеются, женщина готова будет и к походу в загс. Способствовать этому могут и совместные финансовые проекты — например, покупка жилья или решение взять ипотечный кредит. При этом важно, чтобы женщина была их полноценным участником, что повышает для нее собственную ценность.

Однако, отмечает Антонова, приведенные примеры не означают, что у современных российских женщин отсутствуют потребность в любви, взаимопонимании, нежности и защищенности. Изменение моделей поведения связано не столько с трансформацией образа семьи в целом, сколько с попыткой гарантировать себе хоть какую-то стабильность в условиях экономических и социальных кризисов, которые сотрясают общество.

Исследователи кафедры антропологии Хьюстонского университета (США), проанализировавшие, как развивается институт брака в разных странах — от европейских и североамериканских до азиатских и африканских, — утверждают, что он находится под угрозой: 89% населения мира проживает в государствах с падающим уровнем брачности. И основная причина кроется в изменении отношения к замужеству женщин. По мнению доцента кафедры Дины Ханнафорд, брак часто оказывается для них «не самой лучшей историей». Среди причин, по которым женщины не хотят вступать в семейный союз: опасения мужской неверности, желание сохранить независимость и добиться карьерного роста, а также стремление обезопасить себя от семейного насилия.

Ирина Калинина

Подпишитесь