На мировом рынке нефти продолжается рост. Так, эталонный сорт Brent стоит на спотовом рынке примерно $93 за бочку, а российский Urals — почти $84.
За последние 3 месяца цена на сырье подскочила на 25% по Brent и почти на 50% по Urals. При этом российская валюта слабеет против доллара и юаней. Привычной корреляции между ростом стоимости бочки нефти и укреплением рубля больше нет.
Почему же нефтянка не помогает рублю? Кто-то считает, что экспортеры не всю валютную выручку заводят в Россию. Но по мнению ЦБ РФ, экспортеры продают в стране 80-90% валютной выручки. Однако около половины нефтяного экспорта проходит в рублях — экспортерам попросту нечего поставлять на валютный рынок.
Мир решил не обращать внимания на то, что бочка российского сорта нефти стоит выше потолка цен в $60. Все понимают, что цена на сырье высокая из-за его дефицита — и если жестко соблюдать санкции, дефицит увеличится и выиграют только страны ОПЕК+.
Рост цен на сырье — это проблема для мировой экономики. А с учетом высокой инфляции во многих регионах с крупной экономикой и где в 2024 году будут проходить выборы градус проблемы нарастает. Глобальный отопительный сезон еще не начался, и в случае наступления ранних холодов мировые экономические показатели могут ухудшиться из-за ускорения темпов инфляции.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»