Первые итоги 5-го раунда Московского формата консультаций по Афганистану (Казань, 29 сентября 2023 года).
1. Признание Россией режима (временного правительства) «Талибана»* (запрещенного в РФ террористического движения) по-прежнему невозможно. Главная причина — отсутствие признаков готовности талибов к компромиссу по треку инклюзивного правительства. Россия сделала эту позицию главной в качестве условия признания, талибы ее категорически отрицают и настаивают на признании актуального временного правительства. Либо кто-то должен будет уступить, либо все останется как есть надолго.
2. Режим талибов постепенно завоевывает себе союзников из числа стран Центральной Азии. Вполне отчетливую проталибскую позицию занял сегодня Казахстан. Более тонко, но в целом комплиментарно в отношении временного правительства талибов ведут себя Узбекистан и Киргизия (последняя, как и Россия, отчетливо настаивает на инклюзивном кабмине в Кабуле). Туркменистан и так давно партнерствует с «Талибаном». По-прежнему последовательную жесткую позицию в отношении режима «яростных мулл» занимает лишь Таджикистан — несмотря на очевидные расхождения в этом вопросе с важным для Душанбе Пекином. Значит, не все пока в Таджикистане контролируют китайские друзья.
3. Постепенную консолидацию коллективной позиции большинства участников Мосформата можно назвать отложенным признанием «Талибана»: в принципе не против, но надо все же еще кое-что шлифануть — инклюзивное правительство, как уже понятно, ну и там еще немножко с наркотиками побороться <…> и с ИГИЛ (запрещенной в РФ террористической организацией) заодно.
4. Региональная позиция в отношении «Талибана» (выражаемая в том числе через Мосформат) все жестче и ярче входит в противоречие с международной позицией, продвигаемой структурами ООН и пресловутым коллективным Западом, — те настаивают не на инклюзивном правительстве в Кабуле, а на отказе талибов от режима гендерного апартеида, возвращении женщинам прав республиканского периода. Дальнейшее продвижение «регионалов» и «международников-западников» по разным трекам неизбежно приведет к открытой конкуренции между ними.
Андрей Серенко, политолог, эксперт по Афганистану