В ходе состоявшегося 27 сентября совещания у президента РФ Владимира Путина были обсуждены меры по регулированию экспорта.
Напомним, что с 1 октября вступают в силу плавающие ставки на экспорт целого ряда наименований товаров, и эти ставки будут действовать до конца 2024 года. Нулевая ставка возможна, когда курс доллара станет 80 руб. или ниже. Ставки будут в пределах 4%, 4,5%, 5,5% и 7% — и станут увеличиваться вместе с ростом курса доллара. Максимальный размер сборов начинает действовать, когда курс доллара будет более 95 руб. При этом ставка по экспорту удобрений имеет «эксклюзивный потолок» и может достигнуть 10%.
Свое регулирование действует по нефтегазовому экспорту. Принят временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива за некоторыми исключениями. Правительство же смотрит вперед и намерено поднять экспортную пошлину на нефтепродукты, если их поставляют на внешний рынок перекупщики топлива с внутреннего рынка, с нынешних 20 тыс. до 50 тыс. руб./тонну, то есть довести ее значение до заградительного.
Вдогонку обсуждается и полный запрет экспортных продаж перекупщиками топлива. Одновременно с этим планируется вновь повысить компенсацию нефтяникам разницы между мировой и внутренней ценой на энергетические товары, то есть так называемый демпферный платеж из бюджета: с 1 сентября коэффициент демпфера был понижен на 50%, но теперь планируется его вновь поднять.
У нефтяников есть хоть бы демпфер, а вот по экспорту зерновых, на который действуют свои пошлины, такого механизма нет. Однако меры, принятые по топливному рынку, должны дать АПК доступ к недорогим ГСМ, что можно считать мерой поддержки. Кроме того, более высокая ставка (10%) на экспорт удобрений — это также жест в сторону российского сельского хозяйства, чтобы больше этого товара шло на внутренний рынок.
В целом принятая громоздкая система регулирования, которую будут еще не раз обновлять и достраивать, может быть оценена с разных сторон.
Большая часть экспортных пошлин призвана простимулировать компании-экспортеры продавать больше валютной выручки внутри РФ, тем самым не давая рублю сильно упасть. Однако торможение роста курса доллара — это меньше прироста поступлений рублей в бюджет. То есть, с одной стороны, от введенных пошлин по широкому кругу экспортных товаров бюджет может получить 600 млрд руб. в год, но при этом та же госказна недополучит из-за снижения налогооблагаемой базы экспортеров при укреплении рубля. Вроде бы, нет выгоды, но это если не учитывать, что Минэкономразвития никаких 80 руб. за доллар на следующий год не видит, а курс планируется выше.
Однако даже если посчитать, что бюджет получит «чистыми» 600 млрд руб. в пересчете на год, и еще приплюсовать 300 млрд руб. от налога на «сверхдоходы», то получится 900 млрд руб. Это немного, учитывая, что доходы бюджета-2023 оценивались до новых изменений в 26,13 трлн руб. Но расходы уже сейчас составили с начала года 30,33 трлн руб.
Да, с банков взяли налог на «сверхдоходы», но, судя по всему, мало: из-за девальвации рубля и роста процентных ставок по кредитам суммарная прибыль банковского сектора в 2023 году составит не менее 3 трлн руб. И это при том, что банки получают свою поддержку из бюджета в виде компенсации ставок по льготной ипотеке. Более того, в 2024–2025 годах из бюджета размер такой компенсации планируется даже увеличить — плюс 468,2 млрд руб.
Влияние экспортных пошлин на отрасли можно в полной мере оценить, взяв в расчет все перечисления по налогам, пошлинам и акцизам, которые осуществляют компании и также учтя, что ряд госкомпаний берут на свои расходы и непрофильные инвестиции, как, например, создание российских моторов для самолетов, которые нужны в интересах общества в целом.
Telegram-канал «Черный лебедь»