Об аресте Рубена Варданяна азербайджанскими властями.
1. Для властей Азербайджана руководители НКР являются сепаратистами, нарушившими законодательство страны. Никакой их статус (нынешний или бывший) они не признают. Задача Ильхама Алиева — не только полный демонтаж государственности НКР, включая и ликвидацию институтов, о чем только что объявлено, но и арест тех лидеров, которых удастся задержать.
Помимо психологического момента (реванш за поражения начала 90-х), здесь есть и желание не допустить существования карабахской государственности даже в виртуальном виде, в изгнании, как потенциальной угрозы. Более того, в таких случаях чем выше статус, тем больше риск оказаться в списке.
2. Почему очень богатый человек был вынужден ехать через КПП на автомобиле? Потому что альтернативой являлось бы использование санитарной авиации — а это в нынешних условиях, когда люди уезжают в лучшем случае на автомобилях, с этической точки зрения то же самое, что прорываться в шлюпку на «Титанике». Это конец репутации в среде соотечественников, гражданская смерть. Джон Джекоб Астор мог легко купить «Титаник», но места в шлюпке ему не хватило (и он сам туда не рвался).
3. Россия формально имеет полное право не защищать Варданяна, так как он больше не ее гражданин. Тем более что отказ от гражданства мог вызвать эмоциональную реакцию отторжения, которого не было в случае с Бидзиной Иванишвили, вышедшим из гражданства совсем в другой ситуации: в России благожелательно относились к любой альтернативе Михаилу Саакашвили и не было системного противостояния с Западом с феноменом осажденной крепости, любой покидающий которую обвиняется в дезертирстве. Зато есть отношения с Азербайджаном, которые не хочется обострять.
4. Но есть несколько нюансов. Во-первых, даже с формально юридической стороны Россия нередко хотя бы на вербальном уровне публично вступается за людей, которые никогда не были ее гражданами. (Один пример из доклада МИД РФ «О ситуации с правами человека в отдельных странах»: «Резонансным сюжетом в контексте нарушения права человека на свободу мнений и их выражения остается судьба основателя „Викиликс“ Дж.Ассанжа. Очевидной является политическая подоплека ведущегося в его отношении уголовного производства».)
Во-вторых, Варданян был и остается участником именно российского делового сообщества вне зависимости от того, есть ли у него паспорт России. И основанная им Московская школа управления «Сколково» — это российское учебное заведение.
И в-третьих, Россия в соответствии с никем не отмененными соглашениями 2020 года до сих пор официально занимается миротворческой миссией в Нагорном Карабахе — а значит, несет свою часть ответственности и за ситуацию в регионе, и за судьбу населения вне зависимости от того, сколько времени человек проживал на его территории. И это важный репутационный момент.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co