Происходящая китаизация российского автомобильного рынка несет в себе серьезную угрозу для отечественного автопрома. Увлечение сотрудничеством с Китаем на деле оборачивается более чем серьезным вызовом — проблемой «самоуничтожения».
После массового ухода из России мировых автомобильных брендов рынок оказался в ситуации почти нулевой конкуренции. Тезис «Китай нас спасет» активно продвигался на самых разных уровнях власти в рамках всеобщей дискуссии о развороте на Восток. Между тем отдельные акторы, похоже, начали забывать о рисках тотальной китаизации многих секторов экономики, что в конечном итоге неизбежно приведет к их стагнации и разрушению.
Китайские компании не в первый раз заходят на рынок России, однако сегодня они делают это в принципиально иных условиях: западные производители освободили практически все ниши, конкуренция минимизирована, общая рыночная ситуация и сложившийся дефицит позволяют бизнесу из КНР навязывать собственные условия. Участники отрасли утверждают, что китайский бизнес фактически забрал готовые, но оставшиеся не у дел дилерские сети премиального уровня. Согласно имеющимся прогнозам, в среднесрочной перспективе китайские производители заберут до 90% российского автомобильного рынка.
Нынешние тренды таковы, что автопром из КНР демонстрирует невиданную динамику развития, при этом российская автомобильная индустрия не может похвастаться серьезными успехами. В складывающихся условиях, которые, казалось бы, должны быть на руку отечественной промышленности, последняя, напротив, проигрывает конкуренцию компаниям из КНР.
Источники в отрасли утверждают, что нынешний период санкционного давления на фоне геополитического обострения государство должно использовать для развития собственного автопрома — именно такой путь власти пытаются выстроить в истории с гражданской авиацией. Однако в кейсе с автопромышленностью «китайское вторжение» рискует «задушить» на корню попытки любого развития.
Ключевые проблемы касаются отсутствующего производства автокомпонентов внутри страны, высочайшая степень зависимости от параллельного импорта. Другой не менее серьезный вызов — дефицит инженерных разработок, которые бы внедрялись в серию.
За первую половину 2023 года китайские автопроизводители уже реализовали в России больше автомобилей (168 тысяч), чем за весь прошлый год. Их продажи в «штуках» увеличились в 4 раза, а доля рынка возросла за год с 10,6% до 46%.
Таким образом, государство вынуждено сегодня практически в авральном режиме выработать компромиссный вариант развития отрасли, исключив доминирование китайских производителей и предоставив шанс для развития собственного производства.
Telegram-канал «Незыгарь»