Глава МИД РФ Сергей Лавров во вторник назвал «абсолютно хамским» заявление главы финского внешнеполитического ведомства Элины Валтонен о том, что россияне должны «платить цену» за происходящее на Украине. В Москве констатировали, что Хельсинки тем самым окончательно перечеркнул многолетнюю историю особых отношений с Россией.
Валтонен, в свою очередь, говорит, что Финляндия намерена защищать каждый метр своей границы, особенно учитывая историю конфликтов с восточным соседом, которого в Хельсинки теперь рассматривают как потенциального агрессора. Неудивительно, что финны с заметным энтузиазмом присоединились к решению стран ЕС, граничащих с Россией, запретить въезд на свою территорию автомобилей с российскими номерами.
Пока не совсем ясно, что будет ждать людей, чьи автомобили уже находятся на финской территории. Первые панические слухи, что тем, кто не захочет или не сможет выполнить требование выехать из этой страны до 16 марта 2024 года, не миновать конфискации авто, пока не подтверждаются — та же Валтонен дала понять, что это был бы чересчур резкий шаг.
Что касается нового порядка пересечения границы, вступившего в силу в ночь с 15 на 16 сентября, то в опустившимся «железном занавесе» все же есть ряд прорех. На машине, у которой на номерном знаке красуется российский триколор, в Финляндию по-прежнему могут попасть граждане Евросоюза, постоянно проживающие в РФ, и члены их семей. Запрет не распространяется также на дипломатов. Есть и особая категория — люди, пытающиеся пересечь финскую границу «по гуманитарным соображениям» (например, запрашивающие статус беженца). Тут в каждом случае решения финскими пограничниками принимаются индивидуально.
Важно отметить, что на территорию Финляндии на своих колесах не получится попасть и самым северным маршрутом — через Норвегию, хотя она не входит в ЕС. Директор Контрольно-правоохранительного департамента финской таможни Сами Ракшит четко заявил, что «красный свет» в таком случае загорится на норвежско-финской границе.
Всего за последние десять дней финские таможенники развернули восвояси уже более ста автомобилей с российскими номерами, причем, как сообщает ТАСС, более трети из них — в первые два дня после введения запрета. Судя по данным Северо-Западного таможенного управления РФ, основной поток на российско-финской границе сейчас — это автомобили с иностранными номерами. Например, на карельских пунктах пропуска в период с 16 по 24 сентября их было в 44 раза больше, чем авто, зарегистрированных в России.
Судя по рассказам очевидцев в соцсетях, с которыми ознакомился «Росбалт», обстановка на основных пунктах пропуска на границе с Финляндией далека от панической. Огромных очередей нет, а основной поток — это, действительно, машины с иностранными номерами. Причем у некоторых вызывает удивление, что новые европейские правила составлены таким образам, что проехать через границу на машине с номерами РФ не могут даже ближайшие родственников граждан Финляндии. Зато финны, постоянно живущие в России, такого права не лишены.
Люди, пересекавшие в эту субботу границу на основном маршруте из Санкт-Петербурга в Хельсинки через пункт пропуска Торфяновка — Ваалимаа, говорят, что на финскую таможню шли только с документами, а личные вещи, оставшиеся в машине, у них не досматривали. А вот в понедельник одна из россиянок, возвращающаяся домой, столкнулась с тем, что какие-то товары запрещено не только ввозить в Финляндию, но и вывозить из нее. Женщине не разрешили провезти две бутылки кондиционера для белья, сославшись на таможенные правила.
На пункте Брусничное — Нуйямаа на пути в Лаппеенранту, прежде популярном у любителей трансграничного шопинга, финские пограничники каждую машину осматривают с собаками, а также замеряют глубину протектора на шинах. «У кого-то пять яблок в чемодане нашли, заставили выбросить», — пишет один из очевидцев (ЕС запрещает ввоз таких товаров на свою территорию без фитосанитарного сертификата).
У петербуржца, имеющего второе гражданство одной из стран ЕС, пересечение границы в сторону Финляндии на этом пункте пропуска в воскресенье заняло полчаса. «Финский пограничник спросил, где я живу, и пропустил без проблем», — рассказал он. У семьи, которой не повезло попасть в очередь за автобусом, прохождение границы заняло час, но тоже без лишних вопросов: «Русские — поверхностный осмотр. Финны — только паспорт». В понедельник в Брусничном в сторону Финляндии было уже пусто.
Через пункт Светогорск-Иматра раньше ездили в основном туристы. Сейчас машин там почти нет.
В отдаленном на 337 км от Санкт-Петербурга карельском пункте Вяртсиля-Ниирала помимо досмотра со служебной собакой финские пограничники также начали чаще обычного отправлять машины российских водителей на контрольное взвешивание. Кроме того, у членов семей жителей Финляндии могут попросить полный комплект документов: приглашение, свидетельство о браке, копию ВНЖ родственника, медицинский полис и страховку на авто.
Что касается пункта Люття — Вартитус, то там трафик упал настолько, что финские власти еще в июне сократили время его работы — теперь это с 9 до 17 часов с понедельника по четверг и с 9 до 19 часов с пятницы по воскресенье.
Те, кого не пускают в Финляндию на машинах, вынуждены использовать другие виды транспорта. В первую очередь это автобусы, количество которых на границе стало заметно больше. Своего рода бонус есть и у велосипедистов — они могут объехать автомобильную очередь, отправляясь сразу на проверку документов.
«Росбалт» продолжит следить за тем, как развивается ситуация на российско-финской границе.
Михаил Макаров