Все лето Пашинян метался между Россией и Западом, опасаясь, что в любой момент азербайджанский президент Алиев может возобновить военные действия и повторить успех войны с Карабахом, но уже против Армении, а отвечать Азербайджану Пашиняну нечем. Что в итоге предсказуемо и произошло.
Ранее Пашинян «заложился» на США и Евросоюз в расчете, что те убедят Алиева заключить мирный договор с Арменией и тем самым снять с повестки вопрос Карабаха и новой войны. Этот договор был Пашиняну нужен позарез, но Алиев не хотел его подписывать. Ему не нравилось в проекте договора то одно, то другое, то третье. В общем, он выбивал себе лучшие условия по максимуму. А США и ЕС не слишком на него давили, возможно, ожидая результатов президентских выборов в Турции. В расчете, что если турецкий президент Эрдоган проиграет, то поддержка Азербайджана со стороны Турции ослабнет и тогда Алиев станет более умерен в своих требованиях по условиям договора с Арменией.
Поэтому Пашинян и метнулся в Москву еще 9 мая — «пугануть» США и ЕС в надежде, что вдруг «в Кремле» ему что-то предложат и дадут. Он понимал, что время работает против него. Поэтому еще 2 мая в США при участии госсекретаря Блинкена прошли переговоры глав МИДов Армении и Азербайджана, 14 мая (после визита в Москву на парад) — в Брюсселе при участии главы Совета ЕС Мишеля. Затем в Рекьявике на саммите ЕС Пашинян сделал заявление, что на переговорах в Брюсселе между ним и Алиевым было достигнуто соглашение о взаимном признании территорий Армении и Азербайджана. Но в итоге все договоренности привели к усилению натиска со стороны Алиева-Эрдогана на Пашиняна, за которого теперь и ОДКБ вряд ли может серьезно заступиться.
Илья Гращенков, политолог