Posted 18 сентября 2023, 11:00

Published 18 сентября 2023, 11:00

Modified 1 февраля, 20:30

Updated 1 февраля, 20:30

Евгений Коган. Что сказал ЦБ и чего не сказал, но, возможно, подумал

18 сентября 2023, 11:00

В пятницу, 15 сентября, ЦБ нас всех «порадовал» очередным подъемом ставки. Кредитоваться станет еще сложнее. Рефинансировать долги — аналогично. Рубль… ну, ему как-то по барабану. Здесь, понятно, есть определенный лаг. Но пока все невесело. Ну и главный вопрос: а чего дальше-то нам, грешным, ждать?

В принципе произошло все то, чего мы с вами и ждали: плюс 100 б. п. Кроме того, погрозили пальцем — «можем повторить».

Постараемся проанализировать, что сказал ЦБ и чего не сказал, но, вполне возможно, подумал.

1. Четко было сказано: «ЦБ будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях». Сигнал достаточно жесткий (или в терминологии ЦБ — умеренно жесткий). Другими словами, 50/50 между неизменностью и еще одним повышением до конца года.

2. Однако «середина диапазона базового прогноза подразумевает еще одно повышение». Будет зависеть в первую очередь от статистики по инфляции (как она будет соотноситься с прогнозом ЦБ).

3. Четко и однозначно сказали: «Этот период высокой ключевой ставки отличается от 2015 и 2022 годов. Тогда был вопрос финансовой стабильности, сейчас это вопрос проинфляционных факторов, у которых гораздо большая инерция» (это мы видим во всем мире). Быстрого снижения ставок не будет.

4. Оснований не верить ЦБ нет. На пресс-конференции много раз подчеркнули, что снижения ключевой ставки не будет, пока не будет устойчивого снижения инфляции. У факторов инфляции есть лаг влияния, новые факторы уже не успеют значимо повлиять на инфляцию в этом году. Даже если появятся дезинфляционные факторы в 2023-м и прогнозы ЦБ будут выдавать быстрое замедление инфляции в 2024-м, ЦБ не снизит ставку в этом году. Он будет ждать, пока не увидит в данных устойчивый перелом в инфляции (чтобы понять, что он устойчивый, нужно несколько точек, то есть момент перелома инфляции ЦБ увидит с лагом). ЦБ в прошлом был консервативен, а сейчас будет консервативен трижды.

5. Начало снижения ставки в 2024-м будет зависеть от перелома в тренде инфляции. На вопрос, когда наступит перелом, не ответили, значит, в ЦБ нет уверенности. Короче говоря, тянуть со снижением ставки будут долго. Более того, «ЦБ не нравятся ожидания быстрого смягчения ДКП». Если они сохранятся, это повысит вероятность повышения ставки в октябре.

6. Судя по прогнозу внешнеторговых условий, ЦБ закладывает небольшое укрепление рубля в 2024-м.

7. Экономика замедлится в 2024-м. Причины: восстановительный рост закончился + жесткая ДКП. Короче, как бы ни стонали представители бизнеса, поддаваться не стоны никто не собирается.

8. Ограничения на вывод рублей. Позиция ЦБ: «влиять на курс рубля надо экономическими», а не административными мерами. Однако от прямого ответа на вопрос, будут или не будут введены валютные ограничения, ушли — не стали обещать, что ограничений не будет. Не все зависит от ЦБ. Более того, политическая сила ЦБ умеренная (например, ЦБ стабильно проигрывает в вопросе льготной ипотеки), значит, риск введения ограничений сохраняется. Риск будет зависеть от динамики курса рубля.

9. «Если резервы диверсифицировать в нерезервные валюты, то они перестанут быть резервами». Иначе говоря, альтернативы юаню у ЦБ нет. Это плохо, диверсификация нужна, попадаем в зависимость от Китая и его ДКП. Но… что-то сделать с этим нет возможности.

10. Ну и вишенка на торте: «В базовом сценарии Банк России исходит из уже принятых решений по среднесрочной траектории расходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом. В случае дополнительного расширения бюджетного дефицита проинфляционные риски возрастут, и может потребоваться более жесткая ДКП».

Перед президентскими выборами можно увидеть рост социальных расходов, которые хорошо транслируются в инфляцию. Геополитические риски не нулевые. ЦБ риски эти видит, и, глядя на развилку, в базовом прогнозе скорее предпочтет более жесткий вариант.

Если перевести все это на человеческий язык:

  • Жесткая денежно кредитная политика ЦБ — это надолго.
  • ЦБ сделает все, чтобы бум кредитования сошел на нет.
  • ЦБ будет отслеживать тренды и инфляционные ожидания — и, если потребуется, поднимет ставку еще.
  • ЦБ будет активно бороться за то, чтобы не вводить валютные ограничения. Впрочем… тут все зависит от динамики курса рубля. Есть ощущение, что медленно, но верно, на фоне роста нефтяных котировок, рубль все же на какое-то время имеет шанс укрепиться.

Как говорится — жить станет лучше, жить станет веселее.

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan

Подпишитесь