Posted 14 сентября 2023, 15:40
Published 14 сентября 2023, 15:40
Modified 5 февраля 2024, 07:08
Updated 5 февраля 2024, 07:08
Премьер-министр Армении Никол Пашинян, похоже, решил, что больше не может ждать милостей ни от союзников, ни от врагов, и выступил с рядом резких заявлений, которые продолжили внешнеполитический тренд Еревана, заданный совместными учениями с США, визитом супруги армянского премьера в Киев и ратификацией Римского статута Международного уголовного суда (МУС).
Еще в понедельник Пашинян стремился хотя бы к видимости компромисса, уверяя, что характер отношений и интенсивность контактов Еревана с геополитическими соперниками Москвы не поменялись, поскольку по вопросу Нагорного Карабаха ни Запад, ни Россия «никогда не имели монополии». Однако уже в середине недели Пашинян начал не только говорить о том, что Армения больше не может полагаться на Россию как на гаранта своей безопасности, но и называть ошибкой уже сам выбор в пользу стратегического партнерства с РФ. В итоге армянский премьер практически открытым текстом провозгласил, что Москва теряет влияние на Южном Кавказе.
СМИ активно цитируют интервью Пашиняна изданию Politico Europe, в котором он заявил, что миротворческий контингент РФ не справился со своей миссией, не сумев предотвратить блокаду Лачинского коридора. Правда, при этом Пашинян попросил «хорошо и правильно понять», что без российских миротворцев ситуация в регионе не стала бы лучше.
Несмотря на все эти оговорки, у Москвы не могли не появиться серьезные вопросы к Пашиняну. О них говорила, в частности, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, особо отметив ратификацию армянской стороной Римского статута МУС. «Рассматриваем подобные шаги как недружественные, о чем неоднократно говорили и армянским коллегам, партнерам, и друзьям по двусторонним каналам. На каком-то этапе стали говорить и в публичном эфире, потому что вопросов все больше. Это не просто один какой-то шаг. Армянская сторона явно понимала, что вызовет у нас справедливые вопросы. Это комплекс таких шагов. В ходе вызова посла, а затем разъяснения наших действий мы об этом говорили, в том числе публично», — отметила Захарова в среду в ходе брифинга «на полях» Восточного экономического форума (цитата по стенограмме на сайте МИД РФ).
Ранее в российском внешнеполитическом ведомстве подчеркивали, что Москва считает неприемлемыми планы Еревана по присоединению к Римскому статуту МУС на фоне «ордеров», выданных в отношении руководства РФ.
Беспокойство действиями Армении демонстрирует и Тегеран. В этот четверг министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян провел телефонный разговор со своим армянским коллегой Араратом Мирзояном, в ходе которого заявил о недопустимости присутствия иностранных сил в Закавказье, передает ТАСС. Комментируя совместные военные учения США и Армении, Абдоллахиян назвал присутствие иностранных сил «причиной осложнения ситуации в регионе». Глава иранской дипломатии также подчеркнул, что разногласия между странами Южного Кавказа должны быть урегулированы в рамках формата «три плюс три», подразумевающего участие Азербайджана, Армении, Грузии, Ирана, России и Турции.
На этом фоне министр обороны Армении Сурен Папикян, главнокомандующий Сухопутными войсками ВС России генерал армии Олег Салюков и новый командующий миротворческим контингентом РФ в Нагорном Карабахе генерал-майор Кирилл Кулаков в четверг обсудили ситуацию в регионе, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу армянского военного ведомства.
Позицию Кремля изложил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, по словам которого в Москве обеспокоены ростом напряженности в карабахском регионе и призывают обе стороны к сдержанности. «Безусловно, мы обеспокоены тем, что напряженность не спадает и даже на некоторых участках имеет тенденцию к росту. Несмотря ни на что, Россия остается надежным гарантом безопасности. Мы продолжаем наши контакты как с Ереваном, так и с Баку. И конечно, мы призываем обе стороны к сдержанности», — цитирует его заявление на брифинге в четверг «Интерфакс». При этом Песков добавил, что в Москве действия в духе подписанного ранее трехстороннего документа в рамках урегулирования ситуации должны вестись с учетом «тех новых реалий, которые появились с тех пор».
Стоит отметить, что накануне МИД Азербайджана опроверг заявления армянской стороны о том, что Баку пока не ответил на новые предложения Еревана по проекту мирного соглашения между двумя странами. После этого Пашинян признал, что правительство Армении получило эти предложения, и пообещал ответить на них «в разумные сроки».
Впрочем, Пашиняну вряд ли удастся долго держать мяч на своей половине поля. Тем более что появились сообщения о том, что главы Армении и Азербайджана уже в октябре могут провести встречу на нейтральной территории. Поэтому есть серьезные основания предполагать, что «карабахский узел» так или иначе перестанет существовать еще до окончания этого года. А вот будет ли он развязан или разрублен, во многом зависит от готовности к реальным компромиссам со стороны властей в Ереване и армянской элиты в целом.
Михаил Макаров