Италия уведомила Китай о том, что не будет продлевать участие в инициативе «Один пояс — один путь». Соглашение о присоединении к инициативе было подписано в 2019 году и автоматически продлевается каждые пять лет, если стороны не прекратят его самостоятельно. Италия еще в мае этого года сделала соответствующее заявление о намерениях, и теперь решение принято окончательно.
В определенном смысле это удар по китайской концепции, и при этом нет никакого сомнения, что Италия будет участвовать в американо-индийской инициативе, о которой было заявлено в субботу на «двадцатке».
Китай становится слишком опасным партнером, и дело даже не в каких-либо военных рисках (хотя и они присутствуют). Основная проблема заключается в том, что Китай не в состоянии выбраться из нарастающего внутри него кризиса. Более того — масштаб кризиса увеличивается. Тенденции таковы, что в ближайшие пять-десять лет современный Китай может войти в полосу тяжелейшей рецессии, по масштабам существенно большей, чем уже была у юго-восточных и дальневосточных «азиатских тигров». Это объяснимо — экономика Китая громадна, а потому и последствия будут существенно более продолжительными и тяжелыми.
При этом очевидным становится перенос интереса в сторону Индии, в которой есть весь комплект, необходимый для резкого рывка вперед. И нищее население, готовое работать за гроши, и готовность индийского правительства принять на своей территории все уходящие «грязные» технологии, выводимые из стран первого мира. Индия готова к кабальным условиям «карбонового налогового законодательства». Кроме того, есть существенное культурное отличие Индии от Китая — она более вестернизирована и ближе воспринимает культурные коды евро-атлантической цивилизации. Английский язык (даже в упрощенном виде пиджин-инглиш) распространен в Индии, есть налаженный поток «мозгов» и система подготовки кадров, адаптированная к требованиям Запада. До половины высших топ-менеджеров высокотехнологичных компаний и корпораций США сегодня — это этнические индийцы.
В общем, Китай становится все менее важным в плане стратегического взаимодействия, а вот Индия, напротив, вызывает все более серьезный интерес.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик