Бизнес прагматичен и жесток. И какие бы заманчивые перспективы ни сулил генеративный искусственный интеллект (ГенИИ), современный бизнес, как и 100 лет назад, интересует лишь максимизация прибыли.
А поскольку эволюция сделала человеческие мозги и тела столь дешевыми, и при этом в некоторых вещах люди непревзойденно хороши, — то это, казалось бы, должно сохранить людям конкурентоспособность, как бы быстро ни развивался ГенИИ.
Судите сами, убеждают сторонники такой точки зрения. Человек — это аналоговая машина, потребляющая менее 150 ватт энергии в час и работающая на тарелке каши, неплохо справляясь с самым широким спектром деятельности. А поскольку эта аналоговая машина столь эффективна и дешева в эксплуатации, средняя мировая зарплата составляет примерно $5 в час, а для некоторых задач в некоторых частях мира средняя зарплата составляет менее $1 в день.
И как с этим соревноваться даже сверхумному ГенИИ? А вот так!
Подобные оценки перестают действовать в оцифрованном информационном мире, в который наш материальный мир трансформируется со страшной скоростью.
В цифровом мире остаются лишь 3 фактора стоимости работы:
— стоимость создания информации;
— стоимость вычислений, необходимых для переработки информации;
— стоимость распространения информации.
Первый этап цифровизации мира ознаменовался появлением микрочипов, быстро снизивших стоимость вычислений на 3-4 порядка. Уже самый первый программируемый компьютер общего назначения ENIAC был в 5000 раз быстрее, чем любая другая вычислительная машина того времени, и предположительно мог вычислить траекторию ракеты за 30 секунд по сравнению с 30 часами, рассчитанными вручную людьми.
Второй этап цифровизации мира осуществил интернет, кардинально изменивший подход к перемещению битов на большие расстояния. До появления интернета любое перемещение битов стоило немалых денег. А с его появлением, стоимость отправки документов электронной почтой, потокового видео или использования практически любого облачного сервиса делается мизерной. Уже в начале XXI века стоимость перемещения бита составляла около 2 умножить на 10 в минус 10-й степени. Т.е. отправка, скажем, 1 килобайта уже стоила на порядки дешевле цены почтовой марки. Ну а сейчас — сами представьте, насколько это дешево.
Третий этап цифровизации мира стартовал в этом году с началом широкого распространения ГенИИ. И если первый этап цифровизации свел маржинальные издержки (предельные затраты) вычислений к нулю, второй этап свел к нулю маржинальные издержки распространения информации, то третий этап вполне способен свести к нулю маржинальные издержки создания информации.
И потому, как бы ни были дешевы человеческие мозги и тела, в цифровом информационном мире ГенИИ все равно будет дешевле.
Сомневающиеся в этом могут почитать подробности в аналитическом кейсе партнеров венчурной компании Andreessen Horowitz The Economic Case for Generative AI and Foundation Models.
Сергей Карелов, IT-эксперт, автор Telegram-канала «Малоизвестное интересное»