«Замедление темпов роста экономики Китая означает, что он так и не сможет обогнать экономику США», — статья с таким заголовком появилась 5 сентября на сайте агентства Bloomberg. Если до начала пандемии коронавируса эксперты ожидали, что КНР станет первой экономикой мира уже в начале 2030-х годов, то теперь Bloomberg Economics прогнозирует, что китайский ВВП превысит американский только к середине 2040-х годов, да и то лишь ненамного, а затем снова отступит назад.
«Китай переходит на более медленный путь роста раньше, чем мы ожидали, — пишут экономисты Bloomberg в аналитической записке. — Восстановление после COVID выдохлось, отражая углубляющийся спад недвижимости и угасающую уверенность в том, что пекинские власти управляют своей экономикой».
Согласно скорректированному прогнозу, рост экономики Китая, сейчас второй по величине в мире, замедлится к 2030 году до 3,5%, а к 2050 году упадет почти до 1%. Это ниже, чем предыдущие оценки в 4,3% и 1,6% соответственно. При этом Bloomberg Economics оценивает потенциальный рост экономики США на уровне 1,7% в 2022–2023 годах, правда долгосрочные прогнозы показывают постепенное снижение до 1,5% к 2050 году.
США и страны «группы семи» (G7) все чаще обращают внимание на признаки глубоких структурных проблем в Китае, видя при этом возможности, которые в конечном итоге укрепят позиции Запада в борьбе с ослабевающим геополитическим конкурентом, говорится в статье. В числе прочих факторов там отмечается, что в 2022 году в Китае произошло первое сокращение численности населения с 1960-х годов. Также указывается на административное вмешательство Пекина в экономику и геополитическую напряженность в отношениях с США и другими западными странами.
Вместе с тем Вашингтон вовсе не намерен вести дело к полному разрыву экономических связей со своим крупнейшим экономическим партнером — как минимум, во время пребывания в Белом доме администрации Джо Байдена. В отношении Китая избрана стратегия «Маленький двор и высокий забор» (Small yard and high fence), предложенная в 2018 году тогдашнему президенту США Дональду Трампу аналитиком Сэммом Саксом (Samm Sacks).
Как следует из названия, она подразумевает ограничение китайских экономических амбиций путем возведения вокруг КНР своего рода экономической стены. Одним из основных способов проведения в жизнь этой стратегии в последнее время стали попытки перекрыть доступ Китая к высоким технологиям.
Именно в этом ключе действует министр торговли США Джина Раймондо, которая вслед за госсекретарем Энтони Блинкеном и главой Минфина США Джанет Йеллен стала третьим членом кабинета Байдена, за последние месяцы совершившим официальный визит в Пекин.
Одной из важнейших целей поездки Раймондо в Китай в конце августа называлась стабилизация отношений между двумя странами, которые переживают длительный период напряженности. При этом Раймондо утверждает, что экспортный контроль в отношении китайских компаний направлен на «национальную безопасность», а не на получение экономического преимущества.
Раймондо подтвердила, что США не будут продавать свои самые современные чипы Китаю и будут придерживаться максимально жесткой линии в отношении передовых технологий. Вместе с тем в Пекине она дала понять, что США обеспокоены ответными шагами КНР, особенно введенными ограничениями на экспорт галлия и германия (подробнее об этом читайте в статье «Китай нацелился оставить самые современные самолеты США без радаров»).
Стратегия администрации Байдена жестко критикуется Пекином. Официальное китайское англоязычное издание Global Times (GT) опубликовало материал, в заголовке которого говорится, что стратегия «маленький двор и высокий забор» вредит авторитету и бизнесу США и что китайские фирмы «прорвут американскую научно-техническую блокаду».
«Сдержанность Китая не будет сохраняться безгранично, если не произойдет существенная коррекция враждебной торговой политики США», — пишет GT, отмечая, что визиты множества высокопоставленных вашингтонских чиновников в Китай, начавшиеся в июне, открыли окно для стабилизации двусторонних отношений, но оно может рано или поздно захлопнуться, если американцы продолжат вести двойную игру.
Китайские эксперты в понедельник раскритиковали Раймондо и администрацию Байдена, заявив, что с их стороны было «неприлично и безответственно» игнорировать политику Китая по созданию благоприятных условий для иностранных инвестиций. Из недавних комментариев Раймондо ими делается вывод, что США хотят, чтобы Китай сотрудничал в тех областях, которые выгодны Вашингтону, в остальном ограничивая его развитие пресловутым «высоким забором».
«Пекин не ожидает, что все проблемы между США и Китаем будут решены за один визит Раймондо, но ее двуличность неприлична», — цитирует GT научного сотрудника Академии общественных наук КНР Люй Сяна, по словам которого администрация Байдена, с одной стороны, выступает за поддержание диалога с Китаем и считает это важным достижением, а с другой — по-прежнему демонстрирует политику «большой дубинки».
Вашингтон пытается навязать сценарий, при котором именно в Соединенных Штатах должны решать, в каких областях сотрудничать с Китаем, а в каких — сдерживать его, исходя из американских стратегических интересов, отметил, в свою очередь, профессор Китайского университета Жэньминь Дяо Дамин.
В итоге GT делает вывод, что на данный момент администрация Байдена «не сделала ничего, чтобы исправить враждебную и дискриминационную торговую политику, которую США проводили в отношении Китая со времен Дональда Трампа».
Здесь стоит отметить, что КНР активно ищет новые рынки сбыта своей продукции и расширяет существующие, в том числе пользуясь сложившейся конъюнктурой. Если лидером российского автомобильного рынка в августе стал «АвтоВАЗ», то следующие шесть позиций подряд заняли китайские марки (Chery, Haval, Geely, Changan, Omoda, Exeed), и только после них идут такие прежде традиционные для российского рынка производители, как Kia, Toyota и Hyundai. Об этом в понедельник пишет газета «Ведомости» со ссылкой на подсчеты совместного предприятия «Автостата» и системы электронных ПТС — «Паспорт промышленный консалтинг».
Михаил Макаров