Это лето нам запомнится серьезным приростом цены топлива. Казалось бы, Россия — нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая страна, где стабильность цен на топливо или хотя бы умеренные темпы их роста — вещь ожидаемая. Однако летом цена за тонну 95 бензина на сырьевой бирже выросла до 74,4 тыс. руб. Это исторический рекорд, а относительный прирост цены за август — 8,5%.
Как и в любой рыночной истории, цена товара зависит от спроса и предложения. Летом спрос на топливо больше, чем в другие периоды, потому что люди едут в отпуска и автомобилистов на дорогах больше. Добавим и более частые авиаперелеты. Нынешний сезон специфичен тем, что в европейской части России не полетаешь из-за закрытых аэропортов и нужно больше перемещаться на личном транспорте, автобусах и поездах — это создает дополнительный спрос на топливо.
Тут уместно задать вопрос нашим топливным компаниям: если все понимают, какая нагрузка будет на дороги и какой большой спрос на бензин и дизель, то почему летом не делать больше топлива, чтобы скачок цен был не таким разительным? Замечание более чем резонное, но бизнес-циклы в нефтянке по-другому устроены.
Летом многие НПЗ ушли на плановый ремонт, и их производственные мощности урезались либо снизились до нуля. Готового топлива на рынке стало меньше. И когда запасы на складах АЗС закончились, они начали продавать топливо, закупленное по более высокой цене.
Добыча нефти в России тоже сократилась. Летом наша страна снизила объемы в рамках соглашения со странами ОПЕК+, чтобы подбить мировую цену на бочку нефти вверх. Сокращение добычи коснулось всех — и на внутреннем, и на внешнем рынке.
Помимо автомобильного сезона, ремонтов НПЗ и сокращения добычи нефти, не стоит забывать, в какое время мы живем и что происходит на южных границах нашей страны. ВПК увеличил выпуск продукции, ее транспортировку и потребление. И для этого военного мероприятия нужно топливо.
Вывод: рост цен на топливо произошел из-за возросшего спроса в силу сезонных и геополитических причин, а также из-за сжавшегося предложения на рынке. Цена перестанет расти, а быть может, немного снизится, как только предложение топлива вырастет или спрос упадет.
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»