Следует признать, что высокая рождаемость имеет место в тех обществах, где нет феминизма. Это аксиома. Как только у женщины появляется выбор — рожать детей или заниматься своей жизнью — рождаемость падает. Однако если женщина может позволить себе рожать детей и одновременно самореализовываться не только как мать, то с большой вероятностью она станет делать и то, и другое.
Для создания условий самореализации, прежде всего, необходимо решать жилищные проблемы. Когда есть собственное жилье, человек чувствует себя уверенным. Вот тогда можно подумать о детях. Помогать с жильем надо не только многодетным — возможность обрести жилье должна получить каждая молодая семья в России.
Россияне не против рожать много детей, но только когда есть надежда на улучшение жизни в завтрашнем дне. А такая надежда появляется вместе с жильем. Плюс инфраструктура для детей — детские сады, школы, поликлиники. Люди делятся опытом. Если тебе рассказывают про трудности ухода за ребенком, поневоле задумаешься, нужны ли эти трудности тебе?
Разовые выплаты при рождении ребенка позволяют решить какие-то проблемы хотя бы на первом этапе. И это действительно работает.
Загадочным для меня является предложение каких-то регионов решать проблемы демографии за счет сексуальной грамотности. Сексуальная грамотность, безусловно, нужна. Но обычно она, напротив, спасает от незапланированных беременностей. Самая высокая рождаемость, как известно, в странах с низкой сексуальной грамотностью.
Если посмотреть на предложения регионов о помощи с жильем и разовых выплатах за роды сквозь призму развития региональной экономики, то можно сказать, что регионы хотят убить сразу двух зайцев. Рост покупательной способности населения и строительство — это еще и драйверы развития. Остается только один вопрос: готов ли федеральный центр подкрепить предложения регионов материально? За чей счет будет банкет?
Константин Калачев, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»