Posted 30 августа 2023, 15:40
Published 30 августа 2023, 15:40
Modified 30 марта, 08:12
Updated 30 марта, 08:12
В последнее время вопрос образования не сходит с повестки дня. Не успели обсудить единый учебник по истории, как начались страсти относительно программы ЕГЭ по литературе. Самое интересное, что и в том, и в другом случае корень проблемы один и тот же. А именно — неправильное отношение к роли школьного образования в жизни человека.
Вообще, позиция «чему учат в школе наших детей?» в контексте того, что школа — это такая универсальная «фабрика сознания», очень инфантильна. Она полностью снимает родительскую ответственность за формирование личности ребенка.
Школа — институт социализации. Один из многих на жизненном пути человека. Школа знакомит его с системой социальных координат, в которой существует общество. Безусловно, в зависимости от этого меняется и сама школьная программа. И если, например, законы физики и математики — это константы, то вот список литературы, действительно, сильно зависит от исторического и культурного контекста эпохи. Это то же самое, что и в случае с учебником истории — речь идет не о непреложных величинах, а о гибкой системе мировоззрения. На которую, безусловно, государство будет воздействовать, корректируя ее в соответствии с текущими целями и задачами.
Это может ощущаться как катастрофа только в том случае, если родитель считает школьную образовательную программу единственным шансом для своего ребенка получить необходимый багаж знаний. И тогда вопрос «Лев Толстой или Умберто Эко» приобретает накал и драматизм. Хотя даже в этом случае не совсем понятно — почему. Неужели кто-то действительно считает, что разбор в 10-м классе сцены у дуба в «Войне и мире» оказывает на ребенка настолько системное и глубинное влияние, что способен в корне определить его будущую жизнь?
Социокультурный багаж человека школа определяет в лучшем случае процентов на 50. Остальное — семья и внешкольное окружение. Есть семьи, в которых книгам даже нет места в доме — в принципе. Есть семьи, в которых ценят научную фантастику или серьезную академическую литературу. Ребенок не сможет вырасти, не испытав на себе действия этой среды. Если его родителям хочется, чтобы творчество Толстого или Достоевского не прошло мимо их чада, то программа для сдачи ЕГЭ — точно не последний шанс для него постичь всю его глубину. Остальное — досужие разговоры.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»