Определяющее явление возобновившихся на юге Сирии протестов против Башара Асада — это ностальгический откат к лозунгам «арабской весны», обесценивающий дипломатические прорывы центрального правительства последних лет. Представители уличного движения, недовольные уже не столько кризисной экономикой, сколько откровенным нежеланием политической элиты что-либо сделать для ее балансировки, недвусмысленно призывают вернуться к практике «пятниц гнева».
Характерная черта — не только межсектантское согласие внутри протестной волны, но и перспектива вовлечения в нее прибрежных районов — социального плацдарма Асада.
Да, безусловно, юг демонстрировал протестный потенциал и раньше, несмотря на формальное возвращение в 2018 году под контроль официального Дамаска при зарубежных гарантиях, но сейчас существует качественной другой контекст. В прошлых эпизодах, связанных с выступлениями южан, безальтернативным посредником приходилось выступать российской стороне, которая сейчас, как убеждены арабские издания, не спешит наводить мосты между правительством и протестующими: есть другие дела.
Еще одна контекстуальная проблема — это Лига арабских государств, членство в которой Дамаску удалось вернуть в этом году. Стабильность южных провинций Сирии, в которых другие арабские игроки видят стартовую линию наркотрафика, является одним из основополагающих условий реинтеграции страны в регион. Так что продолжающиеся неделю волнения — это массовая рассылка сообщений тем арабским адресатам, которые полагали, что могут решить все проблемы вокруг Асада уступчивой легитимацией режима.
Telegram-канал «Сезон хамсинов»