15-й саммит БРИКС завершился. Очень внимательно читаю итоговую декларацию. Ну, тут столько всего любопытного! Если коротко: «за все хорошее против всего плохого». Звучит замечательно. Вопрос — как все это будет реализовано. Похоже, самое интересное еще впереди.
Прежде всего, если страны и вправду собираются «показать кузькину мать» доллару, нарастив долю расчетов в национальных валютах, предстоит под это дело подготовить инфраструктуру и законодательство. Иначе получится, как с доходами от продажи российской нефти Индии: деньги вроде есть, а их нет. Так себе диверсификация, скажу я вам, ни купить ничего толком нельзя, ни вывести наличные.
Что касается планов БРИКС по расширению, пока речь идет только о приглашении в организацию Аргентины, Ирана, ОАЭ, Саудовской Аравии, Эфиопии и Египта. Дадут ли страны свое согласие? «Например, глава МИД Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд неожиданно заявил, что Эр-Рияд ждет „подробностей от БРИКС относительно характера членства, чтобы принять соответствующее решение“. А популярный кандидат в президенты Аргентины, где выборы назначены на 22 октября, Патрисия Буллрич и вовсе заверила: в случае ее победы Буэнос-Айреса в рядах клуба не будет» (цитата из «Коммерсанта»). Забавные повороты, однако.
И если расширение клуба произойдет, то что это даст на самом деле? Как-то не верится, что ABRIICOSEE будет диктовать условия на энергетическом рынке или в сфере продовольствия и сельского хозяйства. (Кстати, любопытно, объединение стран теперь будет так называться? Или ограничатся BRICS +). Иначе, как показал горький опыт России, последуют санкции и торговое эмбарго со стороны стран G7. Очевидно, что никто не хочет быть связанным с проблемами такого плана.
Вот если бы страны договорились о сотрудничестве в области развития технологий, военного сотрудничества, торговых и финансовых каналов, то это было бы совсем другое дело.
Остальные заявления тоже не назвать революционными. Например, страны подтвердили готовность к усилению макроэкономической координации, углублению сотрудничества в экономике. О чем именно идет речь? Значит ли это, что страны инвестируют в развитие инфраструктуры? Честно говоря, хотелось бы услышать более конкретные инициативы, а не набор обнадеживающих фраз.
Подводя итог, можно сказать, что саммит не разочаровал, но и не оправдал ожиданий. По сути, никаких исторических решений принято не было. Даже выгоды от расширения БРИКС пока неясны.
Ну а с другой стороны — хуже в мире от этого не стало. Уже плюс.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan