Современные Олимпиады, конечно, де-факто являются частью политики. Скажем, неформальный медальный зачет по странам и есть политика. Этого зачета не было изначально, его не придумывал барон Пьер де Кубертен, и вообще ведут его не статистики МОК, а журналисты. И если говорить серьезно, я бы не стал утверждать, что МОК доволен этим самым медальным зачетом.
Кроме того, нужно в принципе понимать, что такое Международный олимпийский комитет. Пожалуй, единственная сопоставимая с ним по влиянию организация — ООН. Но по эффективности МОК ее, пожалуй, даже превосходит, несмотря на часто запредельную бюрократию и коррупцию. Иначе не было бы уже никаких Олимпиад, которые многие считают пережитком прошлого. Политика — выборы страны-хозяйки Олимпиады и даже спонсорские контракты. В целом невозможно избежать политики в современном спорте, даже не на высшем уровне.
Однако члены МОК, понимая это, пытаются пробежать между струйками, продвигая в жизнь нарратив о спорте вне политики. Нужно это для сохранения влияния членов МОК, исполкома и президента организации — в настоящее время Томаса Баха. Дело в том, что есть ошибочное мнение о принятии решений в этой организации. Их принимают не президенты национальных олимпийских комитетов, а выбранные члены МОК. От России там до сих пор представлены Елена Исинбаева и Шамиль Тарпищев, от Украины был Сергей Бубка. Но в целом члены руководящих органов никак не привязаны к своим странам и должны действовать независимо. Это делает Томаса Баха важным игроком в мировой политике.
При этом, конечно, руководство разных государств имеет влияние на олимпийское движение, но тут есть важная красная черта — бойкот Олимпиады. Автоматическое наказание для спортсменов после бойкота — пропуск двух олимпийских циклов, то есть двух летних и двух зимних олимпиад. Кроме того, возможно исключение национального олимпийского комитета из МОК. Именно поэтому, несмотря на все заявления премьера Украины Дениса Шмыгаля о бойкоте Олимпиады-2024 в случае участия в ней спортсменов из России и Белоруссии, глава НОК Вадим Гуцайт говорит, что украинцы вполне могут соревноваться в Париже с россиянами и белорусами. И в данном случае нужно прислушиваться к главе НОК. Тем более что в теннисе соперничество мы можем наблюдать прямо с февраля прошлого года. Теперь есть еще и фехтование (правда, со скандалами), и никаких решений власти Украины на этот счет не принимали.
После того как МОК принял решение о допуске к Олимпиаде россиян и белорусов в нейтральном статусе, анонсированная Шмыгалем коалиция из 35 стран может помочь только в массовом отказе в выдаче виз нашим спортсменам, которым на Игры придется еще и отбираться в общем порядке. Скажем, теннисистов уже не пускают в Польшу и Чехию. Европейские игры с отбором в Париж в этом году также примут поляки, поэтому россияне и белорусы, видимо, будут отбираться на Азиатских играх в Китае.
У МОК нет никакого резона вычеркивать из олимпийской семьи Россию, поэтому это тот самый случай, когда будет компромисс, который не устроит обе стороны. В России болезненно воспринимают нейтральный статус своих спортсменов, а Украина не хочет видеть их на крупных состязаниях ни в каком статусе. Зато этот компромисс однозначно устраивает МОК, ибо повышает внимание к событию и влияние Комитита и Томаса Баха, которому удастся собрать в одном месте непримиримых врагов.
Кирилл Шулика, журналист, автор канала «ТелеграмМы о спорте» — для Telegram-канала «Незыгарь»