Прогнозы по численности в России трудовой рабочей силы из Центральной Азии в перспективе следующих 2-3 лет характеризуются стабильными значениями с некоторыми уменьшениями.
Спрос на рабочую силу в стране будет значительным, а для его успешного удовлетворения требуется повышение потоков рабочей силы. В нынешних условиях это может быть проблематично, однако текущий уровень присутствия трудовых мигрантов на российском рынке вряд ли будет уменьшаться.
Произошедшее ослабление рубля в этом году влияет на снижение интенсивности потоков, в отличие от прошлого года, когда крепкий рубль даже повысил привлекательность российского рынка для мигрантов из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Инвариантным остается тот факт, что реальных альтернатив трудоустройства большинство мигрантов из республик Центральной Азии не имеют.
Тем не менее в миграционной политике проходят достаточно медленные, но структурные изменения. Например, Узбекистан перестраивает свои политику с целью насыщения возможностями для применения собственной рабочей силы на внутреннем рынке. Фактически Узбекистан в рамках логики догоняющей модернизации пытается сформировать условия для того, чтобы экспорт рабочей силы был не нужен экономике страны. Однако у Киргизии и Таджикистана потенциал для расширения собственного рынка труда крайне ограничен.
Несмотря на активизированные нарративы о том, что мигранты из Центральной Азии выбирают другие направления (в том числе арабские страны или даже Южную Корею), по факту этого не происходит. Плюс потенциал адаптации мигрантов из Центральной Азии в России, в том числе благодаря общему прошлому и фактору обширных диаспор, намного выше, чем в остальных странах.
Наряду с этим отчетливо формируется тенденция на усиление контроля государствами Центральной Азии за потоками мигрантов и придания ему более жестких форм. В частности, Узбекистан заинтересован в организованной поставке рабочей силы в Россию с целью реализации совместных проектов, в том числе в сельском хозяйстве и промышленности. Часть из них успешно реализуется, однако власти Таджикистана и Киргизии имеют здесь более ограниченный инструментарий.
Объективный анализ состояния экономики не предполагает снижения миграционного потока трудовых ресурсов в Россию, однако отлаженная структура взаимодействия достаточна для того, чтобы закрыть потребности в ближайшие годы. При этом потенциал расширения миграционных потоков зависит от экономической конъюнктуры, и, например, при слабом рубле условий для роста миграционных потоков будет меньше.
В свою очередь, следует ожидать усиления активности представителей диаспор и их публичных апелляций к улучшению условий пребывания трудовых мигрантов внутри России. В этом плане акцент нужно делать на развитие неправительственных организаций, а также ставить вопрос о создании гражданского ведомства, которое позволило бы вывести задачи интеграции мигрантов в отдельную сферу и добиться проведения более чувствительной к текущим социально-экономическим процессам миграционной политики.
Telegram-канал «Незыгарь»