Posted 23 августа 2023, 17:24
Published 23 августа 2023, 17:24
Modified 1 февраля, 20:26
Updated 1 февраля, 20:26
Тема замедления китайской экономики, грозящего перерасти в кризис «экономического чуда», объективно существует. Только есть многочисленные нюансы.
Во-первых, Китай с его мощным потенциалом в любом случае останется одним из ведущих мировых игроков. Вопрос заключается в том, завышены ли представления о будущем биполярном устройстве мира с двумя главными центрами влияния — США и Китаем. Последние экономические данные скорее свидетельствуют в пользу завышения.
Во-вторых, возникает противоречие между политической и экономической логикой. Первая побуждает страну жестко конкурировать с США, невзирая на риски для китайских компаний, привыкших к удобной жизни в глобальном мире. Вторая связана с необходимостью компромиссов и самоограничений. Си Цзиньпин, оформивший в прошлом году свое доминирование в китайской элите, придерживается скорее политической логики (в том числе в тайваньском вопросе). Вопрос, насколько он будет оглядываться на экономику.
В-третьих, характер взаимоотношений между государством и бизнесом. С 1990-х годов были популярны идиллические сюжеты о том, как капиталисты интегрируются в «красный Китай», получая широкие возможности для развития своего бизнеса. В свою очередь, они демонстрировали полную лояльность государству, «олигархия» носила политический, а не экономический характер. Сейчас в этой схеме наблюдается разбалансировка — амбиции бизнеса объективно растут, а государство склонно принимать меры по их ограничению, в том числе превентивные.
В-четвертых, уровень открытости страны и, следовательно, достоверности поступающих данных. Только что власти Китая решили больше не публиковать данные о безработице среди молодежи. Официально это решение объясняется методологическим причинами (включать ли в статистику ищущих работу студентов), но показательно, что оно было принято после того, как молодежная безработица достигла в июне рекордных значений, превысив 21%. А FT сообщила, что власти Китая запрещают экономистам публично обсуждать негативные тенденции в экономике страны.
В-пятых, настроения молодежи. Они в значительной степени определялись самоутверждением страны на мировой арене за счет бурного экономического роста — соответственно, даже у вестернизированной молодежи распространен национализм. Вопрос в том, что будет сейчас, когда безработица растет и далеко не все ожидания оправдываются.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co