Состоявшаяся в субботу в загородной резиденции Кэмп-Дэвид под Вашингтоном встреча президента Джо Байдена с японскими премьером Фумио Кисидой и южнокорейскими президентом Юн Сок Елем должна дать старт созданию такой системы трехстороннего политического, военного и экономического сотрудничества, которую по крайней мере сходу было бы трудно разрушить. А попытки такого рода весьма вероятны при смене власти в Вашингтоне в случае победы Дональда Трампа и в Сеуле, если в Южной Корее нынешнего проамериканского и ориентированного на сближение с Токио лидера вновь сменит левый националист, симпатизирующий Пекину и Пхеньяну. Такую перспективу японцы считают весьма вероятной.
В качестве гарантии от неблагоприятного развития событий решено ввести в действие систему по меньшей мере ежегодных встреч не только лидеров трех стран, но и руководителей их внешнеполитических и военных ведомств, служб безопасности. Будет также проведено первое трехстороннее совещание министров финансов, создан постоянный механизм регулярного взаимодействия по линии глав торговых и промышленных ведомств. Все это должно непрерывно работать и создавать плотную ткань взаимодействия.
В хозяйственной сфере решено сформировать трехстороннюю систему взаимного снабжения по линии полупроводников, аккумуляторов нового типа и т. д., с тем чтобы максимально исключать Китай из этих цепочек. Сеул настроен решительно — он несравнимо больше США и Японии зависит от торговли с КНР и уже испытал на себе санкции со стороны Пекина.
Все это, согласитесь, напоминает шаги к созданию трехстороннего военно-экономического альянса. Напомним, что Вашингтон имеет отдельные договоры безопасности с Сеулом и Токио, однако те между собой до сих пор, мягко говоря, ладили не очень хорошо, доходило до прямых склок и скандалов. Ситуация улучшилась при нынешнем президенте Юн Сок Еле, он очень ориентирован не только на союз с США, но и на сближение с Токио. Однако позиции президента Юна не очень сильны внутри страны, ему противодействует мощная лево-националистическая оппозиция.
При этом разговоры об «азиатском НАТО» все стараются пресекать. Перспективу формирования такого альянса открыто отверг помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, а также представитель президента Южной Кореи. «Мы говорим о сотрудничества, а не о союзе», — заявил он в Кэмп-Дэвиде. Открыто дразнить Китай никто не хочет — а именно он регулярно указывает на угрозу формирования «азиатского НАТО».
В то же время президент Байден явно стремится подчеркнуть качественное укрепление военно-политических связей США с Сеулом и Токио. Это станет его сильной картой накануне встречи с главой КНР Си Цзиньпином, которую Вашингтон хотел бы провести где-то уже осенью. Байдену нужны дипломатические успехи, которые можно было бы предъявить накануне приближающихся выборов президента США. Ему также нужно показать оппонентам внутри США, что Вашингтон сейчас занят не только Украиной, а постоянно имеет в виду и ситуацию в стратегически важном Тихоокеанском регионе.
Кстати, военная часть пресловутого «азиатского НАТО» остается его самой слабой стороной. Сеул откровенно не готов втягиваться с конфронтацию с Китаем из-за Тайваня — ему хватает своих собственных северных соотечественников из КНДР. Впрочем, в Кэмп-Дэвиде договорились активизировать трехсторонние военные учения — в сфере ПРО и отработки совместных противолодочных операций. Решено также запустить совместную систему слежения за ракетными пусками в КНДР. Однако, повторимся, в Сеуле, мягко говоря, не всем нравится линия президента на военно-политическое сближение не только с США, но и с Японией, которая у многих вызывает аллергию как бывшая колониальная владычица.
Василий Головнин, журналист