Telegram-канал «Незыгарь». Что делать с платными дорогами в России?

17 августа 2023, 13:01

Строительство платных автомобильных магистралей в России столкнулось с новым вызовом. Подавляющее большинство россиян выступают против подобных проектов.

В последние годы все больше трасс федерального и регионального значения становятся платными. Если раньше деньги взимались за междугородний проезд, то сейчас — в том числе за проезд по внутригородским магистралям. При этом строительство, реконструкция, ремонт и обслуживание таких дорог осуществляется практически полностью за государственный счет.

Согласно результатам всероссийского исследования автомобилистов, проведенного Национальным автомобильным союзом, 58% россиян не поддерживают строительство платных дорог в России, 37% — поддерживают, 5% затруднились ответить на вопрос. Наименьший уровень поддержки такого строительства — 24% — демонстрирует старшая возрастная когорта, наибольший — 52% — наоборот, молодые водители до 25 лет. Самый высокий уровень поддержки демонстрируют жители Северо-Западного федерального округа, где за и против платных дорог высказалось по 49% респондентов. Причина проста: строительство трассы М-12 сильно повысило транспортную доступность Санкт-Петербурга.

Представители отрасли утверждают, что платные дороги — это реальность и будущее транспортного строительства в РФ. Однако тарифы на них должны отвечать рыночным реалиям, уровню доходов населения. Уже в 2023 году проезд по М-4 по маршруту Москва — Краснодар будет стоить дороже, чем два авиабилета, даже без учета амортизации автомобиля. Очевидно, что это автоматически приведет к оттоку трафика, росту нагрузки на бесплатные трассы, снижению комфорта путешествий по России.

В последний раз «Автодор» индексировал расценки в феврале текущего года. Тогда проезд легковых автомобилей по подмосковному участку М-1 «Беларусь» протяженностью 33,5 км вырос со 100–120 руб. до 140 руб., по всей М-4 «Дон» от Москвы до Краснодара (925 км) — с 2,4–3 тыс. руб. до 2,8–3,5 тыс. руб. (в зависимости от дня недели), по участку М-12 от ЦКАД до Орехово-Зуево — с 89 руб. до 99 руб. Тогда же правительство утвердило новые максимальные тарифы за проезд автомобилей по платным федеральным дорогам и участкам таких дорог. Для владельцев легкового транспорта расценки могут быть увеличены с 3 руб. до 5–8 руб. за 1 км пути. На трассах, где платный проезд был введен после реконструкции (например, М-1 «Беларусь», М-3 «Украина» и М-4 «Дон»), предельный тариф повышен с 3 руб. до 5 руб.

Платные дороги должны быть загружены, поэтому адекватным выглядит предложение вернуть скидки для проезжающих по транспондерам (за снижение нагрузки на персонал платной дороги), заморозить тарифы на нынешнем уровне на следующие пять лет, привлекать инвесторов к строительству инфраструктуры по контрактам жизненного цикла, где одна и та же организация будет проектировать, строить и обслуживать трассу и, таким образом, будет заинтересована в качестве строительства.

Telegram-канал «Незыгарь»

#Экономика и бизнес #Всегда актуально #Реакция
Подпишитесь