Posted 16 августа 2023, 11:08

Published 16 августа 2023, 11:08

Modified 1 февраля, 20:25

Updated 1 февраля, 20:25

Александр Ивахник. Репутационный ущерб ликвидировать будет сложнее

16 августа 2023, 11:08

У британского премьера Риши Сунака явно не ладится с выполнением одного из главных обещаний — резко снизить приток нелегальных мигрантов, перебирающихся в страну через Ла-Манш на небольших моторных лодках.

В июне Апелляционный суд запретил депортацию нелегальных мигрантов в Руанду, с которой у Лондона есть соответствующее соглашение, поскольку она не может рассматриваться как «безопасная третья страна». Это нанесло сильный удар по принятому летом закону «О незаконной миграции», который обязывает МВД задерживать нелегально прибывающих в Британию и как можно скорее их высылать.

Но не менее важен вопрос о том, что делать с людьми, уже добравшимися до Британии и подавшими там прошение об убежище. Из-за крайне запутанных и медленных процедур рассмотрения прошений таких людей сейчас насчитывается более 50 тысяч. Большинство из них расселено в гостиницах, проживание в которых оплачивает государство. Это обходится бюджету в 2,3 млрд фунтов стерлингов в год, что вызывает недовольство и населения в целом, и особенно местных сообществ. Весной правительство объявило о плане переселения мигрантов из гостиниц на специальные пришвартованные баржи и на пустующие военные базы. По замыслу это должно, во-первых, сократить затраты, а во-вторых — снизить привлекательность опасной переправки через Ла-Манш.

И вот 7 августа первая группа из 15 мигрантов была размещена на трехэтажной плавучей барже Bibby Stockholm, пришвартованной в гавани Портленда у южного побережья Англии, затем туда прибыли еще 24 человека. Несмотря на малочисленность постояльцев баржи это событие вызвало громкую реакцию на высших этажах власти. Премьер Сунак, находившийся на отдыхе в Калифорнии, опубликовал специальное видео, где подчеркнул, что это начало процесса, который «положит конец фарсу расселения нелегальных мигрантов в гостиницах за счет налогоплательщиков». Министр юстиции Алекс Чоук заявил, что баржа Bibby Stockholm является «безопасным и приличным местом проживания». Всего на ней планировалось разместить 500 мигрантов. Утверждалось, что они будут обеспечены питанием и медпомощью, будет действовать круглосуточная система безопасности.

Но пока этим планам не суждено сбыться. Уже 11 августа все 39 мигрантов были эвакуированы с Bibby Stockholm. Дело в том, что в системе водоснабжения баржи были выявлены бактерии легионеллы, вызывающие тяжелое легочное заболевание, иногда чреватое смертельным исходом. Дополнительную скандальность всей истории придало то, что медицинские специалисты совета графства Дорсет, проводившие анализы воды, обнаружили бактерии еще 7 августа — в день, когда на барже появились первые мигранты. Как выяснилось, тогда же они проинформировали об этом двух подрядчиков МВД, обслуживающих баржу. Более того, совет графства настаивает, что он сообщил о наличии бактерий непосредственно чиновнику МВД на встрече 8 августа. Правительство же утверждает, что руководство МВД узнало об угрозе бактерий только вечером 10 августа и сразу приняло решение об эвакуации мигрантов и персонала.

Естественно, оппозиция и правозащитники задают вопросы о том, чем вызвано это критически важное промедление и как вообще могло произойти заселение до получения надежных результатов тестирования воды. К хору критиков присоединились и некоторые видные консерваторы. Как сообщила газета Independent, один бывший министр правительства тори призвал отправить в отставку главу МВД Сьюэллу Брэверман за «потерю контроля» над проблемой нелегальной миграции, другой мрачно пошутил: «Неужели правительство проклято?»

Однако пока, по сообщению Даунинг-стрит, 10, Риши Сунак сохраняет доверие к Брэверман. 15 августа сам вернувшийся в Британию премьер отметил, что его правительство по-прежнему привержено планам размещения мигрантов на баржах. В тот же день замминистра здравоохранения Уилл Квинс заявил, что в течение нескольких дней система водоснабжения на Bibby Stockholm будет очищена от бактерий и мигранты туда вернутся. Что-то подсказывает, что быстро это не получится. А главное — репутационный ущерб будет ликвидировать сложнее.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь