Сегодня утром на внеплановом заседании Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 3,5 процентного пункта, до 12% годовых.
В обычных обстоятельствах подобное резкое ужесточение монетарной политики принесло бы с собой последствия двух видов:
1. Краткосрочные. Рост процентных ставок обычно стимулирует приток спекулятивного капитала со стороны нерезидентов, что способствует укреплению национальной валюты. Этот механизм еще называется керри-трейд — стратегия получения прибыли на валютном рынке за счет разной величины процентных ставок.
2. Среднесрочные. Замедление деловой активности и последующее охлаждение экономики (иногда дело доходит и до рецессии) ведут к падению внутреннего спроса на товары и услуги, что способствует и замедлению инфляции.
Проблема в том, что оба механизма в РФ сейчас работают гораздо менее эффективно, т. к. на рублевые ОФЗ нет былого спроса со стороны нерезидентов по понятным причинам, а совокупный спрос в экономике в отдельных отраслях (не только тех, о которых вы подумали, но, например, и в девелопменте через субсидирование ставок ипотеки) поддерживается по большей части директивно, вне зависимости от уровня процентных ставок в экономике.
С поправкой на НЕиндексацию тарифов ЖКХ текущие темпы ИПЦ (SAAR) достигли 13,5-13,8% с коррекцией на сезонность. Текущая ставка даже не превышает инфляцию.
Таким образом, потребуется заметно большее ужесточение монетарной политики. Не исключаю, что по ключевой ставке могут быть обновлены максимумы весны 2022 года.
Telegram-канал Economics Value