Современная экономика все больше полагается на полупроводники — чипы есть везде, от холодильников, компьютеров и смартфонов до ракет. Евросоюз и США демонстрируют, что готовы вкладывать сотни миллионов евро и долларов в развитие индустрии по производству чипов.
ЕС намерен инвестировать не менее 100 млрд евро, из которых 43 млрд будут потрачены из общего бюджета 27 стран объединения. Через семь лет ЕС собирается увеличить свою долю на мировом рынке чипов в два раза, почти до 20%. 5 млрд евро из бюджета ЕС выделяется для тайваньской компании TSMC, мирового лидера по производству чипов: европейские деньги станут стимулом для организации открыть свою фабрику в Германии, где в целом промышленное производство находится в стагнации, а сама TSMC вложит 3,5 млрд евро. Всего же, помимо проекта TSMC, в рамках еврозоны начато строительство 68 фабрик по производству чипов.
В США одни только корпорации имеют инвестиционную программу по производству чипов на сумму $231 млрд. Та же TSMC вложит $40 млрд в два предприятия в штате Аризона, о строительстве которых была достигнута договоренность еще при Дональде Трампе, но теперь компания торгуется за получение значительных бюджетных денег. $40 млрд вкладывает в производство чипов корпорация Intel — это четыре предприятия в Огайо и Аризоне. Компания Samsung из дружественной для США Южной Кореи вложит $17 млрд в предприятие в Техасе. Помимо частных денег, есть еще $52,7 млрд — бюджетные деньги США, за получением которых уже выстроились 460 компаний.
Одно понятно: деньги большие. А сколько у нас? Единой программы по развитию производства полупроводников в РФ просто нет — все по различным компонентам. В начале августа стало известно, что через три года (!) на базе одного из московских технических институтов появится площадка для тестовых пусков машин по выпуску чипов.
Но России нужны современные чипы уже прямо сейчас, причем это напрямую вопрос государственной безопасности. Можно лишь грустно улыбнуться, но сейчас активизируют даже советские разработки, так как импорт чипов из-за санкций затруднен, а в начале года вообще рухнул на 75%. Что-то идет через КНР и Мальдивы, но тут нужно понимать, что сама КНР находится в жесткой блокаде со стороны стран Запада. Из-за этого экспорт чипов из США в КНР снизился до шестилетнего минимума, и везут только те чипы, которые не являются самыми современными. А 9 августа президент США Джо Байден запретил частникам вкладывать хоть доллар в проекты в КНР, которые связаны с полупроводниками, квантовыми вычислениями и искусственным интеллектом.
Любопытно на этом фоне, что делает Индия: страна намерена стимулировать собственное производство и чипов, и высокотехнологичной продукции через введение ограничений на импорт компьютеров и лэптопов. Это должно, по замыслу индийских чиновников, привести ко все большому переносу производства высокотехнологичной продукции в саму Индию — в пику развитию иностранцами проектов в КНР.
Возвращаясь к деньгам, можно заметить, что если в 2021 году КНР получила около $400 млрд прямых иностранных инвестиций, то в текущем году эта цифра, исходя из тенденции первого полугодия, не превысит $20 млрд. Падение — более чем в 20 раз, что показывает: вот она, жесткая финансовая перчатка санкций стран Запада, которая пытается задушить экономическое развитие КНР.
Но, как говорят в Японии, кане, хито, моно — люди, деньги и вещи — являются основой успешного бизнеса. Фактор привлечения талантов в отрасль по производству полупроводников невозможно преуменьшить. Здесь можно было бы обратить внимание на опыт Северной Кореи: страна научилась точечно привлекать нужных специалистов из любой точки планеты. И деньги на это находятся, и возможности труда. А вот у США это не совсем получается. К 2030 году США понадобятся 115 тыс. сотрудников в этой сфере, но есть риск, что 67 тыс. мест останутся вакантными из-за «отсутствия обучающих программ и недофинансирования технических колледжей».
Telegram-канал «Черный лебедь»