На президентский призыв пересесть наконец с импортных автомобилей на отечественные российские чиновники хоть на словах и отвечают дружным согласием и поддержкой, но на деле выполнять такое решение не торопятся либо находят такие варианты, которые формально позволяют соответствовать тренду и в то же время не изменять привычкам. Так, калининградский губернатор Алиханов заявил, что ездит хоть и на иномарке, но отечественной сборки.
Конечно, в существующих обстоятельствах важна не сборка, а название. Страна с замиранием сердца ждет, когда руководство на местах и в столице пересядет на такие автомобили, названия которых звучали бы по-русски и были бы понятны и хорошо знакомы каждому жителю РФ. Спикер Госдумы Володин на недавней встрече с нацлидером не зря озвучил конкретные марки автомобилей, которые нижняя палата собирается продвигать в качестве своих будущих средств передвижения. Оказалось, узок их круг, страшно далеки они от чиновного и парламентского народа, зато названия «Волга», «Жигули» и «Москвич» уходят корнями в далекую советскую эпоху и отвечают традиционным ценностям.
Ясно, что возврата к тем моделям отечественных автомобилей, которые были раньше, сегодня в полном смысле уже нет. Суверенность АвтоВАЗа за прошедшие десятилетия оказалась подорвана интегрированием в мировой автопром, столичный завод АЗЛК также давно потерял былое лицо и специализируется на сборке то одних, то других иностранных моделей. Горьковский автозавод вроде бы и собирается возобновить производство автомобиля «Волга», но это уже будет совсем не та машина, которую угонял Юрий Деточкин в старом кинофильме «Берегись автомобиля», а копия зарубежной модели.
С какого боку к проблеме ни подойди, а окажется, что законодателем мод в автомобильной промышленности является враждебный России Запад. Наводнившие сегодня российский внутренний рынок китайские автомобили во многом скопированы с западных моделей. Даже в советское время знаменитые «Жигули» — и те вышли из шинели итальянского «Фиата». Как сборку иномарок в России ни локализуй, а суверенности и самобытности в собранном продукте оказывается маловато.
Если разобраться, то буквально выполнить верховное распоряжение с пересадкой на отечественные авто чиновникам невозможно, потому что пересаживаться не на что. Отечественный автопром еще не совершил прорыв и не создал по-настоящему своих моделей, которые можно было бы назвать полностью, от винтика до винтика российскими. Пересесть нынче возможно лишь с автомобилей западного уклона на автомобили с китайской родословной, но вряд ли задача заключается в том, чтобы и в этом вопросе резко развернуться на Восток. Такой разворот с масштабной заменой чиновничьего автопарка приведет лишь к дополнительным расходам бюджета.
К тому же наученное выкручиваться чиновничество наверняка найдет способы наладить двойные закупки автомобилей — для отчета наверх и для обеспечения привычного комфорта и престижа. Конечно, можно обязать чиновников покупать новые «Москвичи» из китайских машинокомплектов, но бюрократия быстро наловчится делать это в нагрузку к закупкам привычных «Мерседесов», поступающих в страну по параллельному импорту.
Другое дело — пересадить чиновников и руководящий люд вообще с автомобилей, например, на мотоциклы, что позволило бы ответственным работникам маневрировать в уличных пробках и при этом не перекрывать движение, как это зачастую делается сейчас. В конце концов, целью является такое обустройство России, при котором власть была бы мобильна и не вызывала зависти и раздражения в народе. А на заднем сидении каких мотоциклов при этом водители возили бы своих начальников, уже и не так принципиально.
Telegram-канал «Мастер пера» специально для Telegram-канала «Что делать?»