История — одна из самых интересных наук. Каждый находит в ней свое. Патриот — военные успехи, бунтарь — восстание декабристов, ищущий правду — многообразие этих правд.
Но школьный курс истории — это другое. Он не слишком нацелен на пробуждение любопытства к прошлому — мало ли, до каких ценностей там можно самостоятельно докопаться. Его цель — показать небессмысленность опыта старших поколений и легитимировать их доминирование над младшими.
Утверждать, что школьный курс истории формирует на всю жизнь идеалы и ценности — большое преувеличение. Сегодняшние 60- и 70-летние учились по учебникам, полными презрения к царям и попам и романтики по отношению к революциям и борьбе бедных против богатых. Но потом все оказалось не так линейно и предустановленные в школе ценности потихоньку поменялись. Незаметно для самих носителей.
Михаил Виноградов, политолог