Posted 8 августа 2023, 06:00

Published 8 августа 2023, 06:00

Modified 1 февраля, 20:23

Updated 1 февраля, 20:23

Евгений Коган. Идем на 100? Доколе будет падать рубль

8 августа 2023, 06:00

Нефть растет, рубль укрепляется — это уже не аксиома. Хотя за последний месяц нефть марки Brent подорожала на 14,6% и можно констатировать, что потолок цен для РФ не работает, российская валюта ослабла по отношению к евро на 9,4%. Для сравнения: турецкая лира обесценилась за это время на 5,5%…

Кто виноват? Минфин ссылается на торговый баланс, приток и отток валюты в страну, сезон отпусков. Другие перекладывают ответственность на геополитику и действия (или бездействие) ЦБ.

Глава Минфина Антон Силуанов в своем интервью говорит: «Принципиально, чтобы курс рубля был предсказуемым. Это важно и для людей, и для бизнеса». И чего, предсказуемость у нас в падении? Творческая, если честно, такая предсказуемость. С момента интервью пара USD/RUB выросла на 3,9%.

А может, одна из причин кроется именно в структуре валютной выручки? Или в том, что приходится сейчас «переваривать» огромные сверхплановые расходы бюджета? Чудес-то не бывает. И за все приходится когда-то платить.

Очевидно, истина где-то посередине. Или в оттоке капитала, основной причиной которого как раз и выступают геополитические риски и высокий уровень неопределенности. Тогда картинка будет полной.

Понятно, что каждое снижение на рубль по отношению к доллару США означает 100–120 млрд руб. дополнительных доходов для бюджета. С другой стороны, тот же Силуанов в своем интервью отмечает: «Курс влияет на инфляцию. А контроль за уровнем инфляции — это приоритетный вопрос правительства и ЦБ, потому что от нее прежде всего страдают самые незащищенные слои населения. Значит, для поддержки людей потребуется больше денег — индексация пособий, зарплат, других социальных выплат из бюджета. Да и ставка ЦБ от этого подрастет, стоимость кредитов увеличится. Поэтому все относительно».

Но если так, как быть с тем, что «министерство финансов России собирается возобновить покупку валюты на внутреннем рынке согласно бюджетному правилу начиная с 7 августа»? Удачное время нашли. Или будет в ФНБ закупаться исключительно золото?

Другое дело, что объемы приобретения от Минфина сравнимы с объемами продажи валюты от ЦБ. То есть влияние действий Минфина на курс будет незначительным.

Что дальше? Падение курса — это ускорение инфляционных процессов и новый подъем ставки от ЦБ, что, в свою очередь, будет бить молотком по экономическому росту.

Как-то не логично все это. То есть логика у всех своя. А вот в целом картинка более чем грустная.

Может, пришло уже время, увы, в ручном режиме, но возвращать курс в более комфортное для экономики положение? Ну, к примеру, на уровень 85-90? Только не надо рассказывать сказок, что это невозможно. Может, поактивнее задействовать «мечту» экспортеров возвращать на родину валютную выручку?

Учитывая текущие реалии, возможностей быстро вернуть курс «на место» хватает. Было бы желание и соответствующие распоряжения.

Что-то мне подсказывает, так оно все скоро и произойдет. Так что я бы против рубля играть не советовал…

Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan

Подпишитесь