Новый учебник истории — это книга, адресованная допризывникам и их подругам (вспомним, как герой советской песни говорил своей девушке: «Отслужу как надо и вернусь»). Тем более что призывной возраст остался прежним — 18 лет. Это значит, что школьники, которые не продолжат учиться и не получат справки об освобождении по состоянию здоровья (а депутат Милонов предлагает проверить «всех наших липовых больных, липовых уклонистов, тех, кто испугался, тех, кто принес непонятно какие справки»), пойдут служить. А многим другим это предстоит позже — тем более что призывной возраст подняли до 30 лет. Поэтому государственная власть заинтересована, чтобы они шли в армию, а не ехали в сторону Верхнего Ларса. И чтобы девушки (которые взрослеют быстрее) не советовали юношам уезжать, а призывали их выполнять свой долг.
Недаром многие люди старшего возраста с ностальгией вспоминают советское время с принципом «не служил — не мужик». Хотя в разных общественных группах он уже тогда действовал по-разному: в престижных школах — неэффективно, а в менее престижных — вполне работал.
И у государства на самом деле сейчас мало эффективных возможностей для коммуникаций с молодежью. Если почитать дискуссии в интернете, то представители советских поколений призывают для вразумления молодежи показывать больше старых патриотических фильмов и делать передачи про людей труда и защитников родины. Но молодежь телевизор не смотрит, и заставить смотреть его невозможно.
С недавних времен в школах ввели «Разговоры о важном», но по итогам этого курса не предусмотрено никакой аттестации (да она и невозможна, учитывая сам формат занятий). А современный школьник подходит к урокам предельно прагматично: если надо сдавать, то приходится учить, а если нет, то можно пропускать мимо ушей. Вот курс истории (по которому аттестация предусмотрена) и насыщается сюжетами, призванными показать безусловную правоту России в ее вечной борьбе с Западом. В том числе и в наши дни.
В мобилизуемом обществе с феноменом осажденной крепости учебники всегда выполняют мобилизующую роль — вопрос в масштабах и методах. Нынешние методы, помимо прочего, связаны и с ощущением, что немалая часть молодежи уже потеряна, что она безнадежно встроена в глобальный мир и приняла его ценности. Поэтому речь идет о борьбе за умы нынешних школьников, причем не только на уроках истории — в программу по литературе спешно возвращают советские книги.
Насколько такой подход будет эффективным? Однозначный ответ на этот вопрос был бы поспешным. Часть молодежи всегда неприязненно относилась к официозу, но другая точно так же принимала его. Можно сказать, что многое зависит не столько от учителя, сколько от семьи и близкого круга общения. Если официальные и неформальные месседжи будут органично сочетаться, то возможностей для успеха госполитики существенно больше. Если возникнет диссонанс, то все будет существенно сложнее.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co