Китай намеренно предает огласке возникающие в отношениях с Россией инциденты, будь то попадание осколков в генконсульство КНР в Одессе или мытарства китайских граждан на российской границе с аннулированием их виз. При этом формулировки претензий Китая становятся все более резкими. Например, действия российских правоохранительных органов в истории с задержанием китайцев на границе были охарактеризованы как «жестокие и чрезмерные».
МИД РФ на этом фоне оказывается в сложном и уязвимом положении и вынужден сглаживать ситуацию. По возникшим проблемам у китайского генконсульства в Одессе в ответ было заявлено об исчерпывающих разъяснениях, данных китайской стороне, с напоминанием о причинах и целях СВО.
Но матчасть китайцы знают и сами — и вряд ли нуждаются в дополнительном растолковывании сути вопроса. За претензиями КНР по таким инцидентам, которые в другое время могли быть разрешены кулуарно и без выноса сора из избы, похоже, кроются более широкие разногласия, которые не удается преодолеть ни дисконтными ценами на экспортируемые энергоносители, ни прочими реверансами в адрес могучего, но своенравного соседа.
Китай не зря согласился участвовать в саудовском международном «круглом столе» с обсуждением украинского конфликта, куда не была приглашена Россия и который российский МИД назвал сколачиванием антироссийской коалиции. Конечно, до открытого охлаждения двусторонних отношений дело в ближайшей перспективе не дойдет, потому что это противоречило бы и стратегии Китая, и интересам РФ. Однако КНР ясно дает понять, что настроена на диалог по таким обновленным правилам, которые не во всем и не всегда устраивают Россию.
Telegram-канал «Мастер пера»