Рядовые аналитики на Западе бьют тревогу. Согласно последним данным берлинского статистического ведомства Destatis, Германия в июне увеличила экспорт товаров в Грузию на 87% по сравнению с тем же месяцем 2021 года. В Казахстане закупили немецких товаров еще с большим приростом — плюс 137%. В Берлине догадываются, что потом идет значительный реэкспорт товаров в Россию, и этому не рады. Тем более что в целом новые заказы на товары из Германии не поступают: соответствующий подындекс в индексе менеджеров закупок (PMI) промышленности рухнул ниже уровня октября 2022 года, оказавшись на минимуме за много лет.
Схожая ситуация и с экспортом японских товаров. В июне этого года Япония поставила в Грузию на 75% больше товаров, чем в июне 2021-го. Рост поставок из Японии в Казахстан подскочил на 110%.
Россия, очевидно, нашла пути завоза импортных товаров. Достаточно посмотреть на экспорт из Армении: он увеличился за первые пять месяцев текущего года в 3,3 раза по сравнению с данными за тот же период прошлого года. Заметен реэкспорт автомобилей из Еревана. При этом напрямую из КНР также вырос импорт автомобилей — на 543% за первое полугодие, до $4,6 млрд.
Аналогичным образом объясняется и рекордный взлет экспорта товаров из Белоруссии.
Все это укрепляет курсы валюты Белоруссии, Армении, Казахстана и Грузии по отношению к рублю, в том числе и из-за притока капитала из России в эти страны.
Такой бум импорта в Россию контрастирует с тем, что вообще-то в мировой экономике наблюдается рекордное снижение грузопотоков. Специализированный Drewry’s World Container Index в настоящее время снизился до 1575,62 пункта, то есть до минимума с допандемийного значения.
В США резко падает спрос на картонные коробки — в этом также угадывается признак сильной рецессии, которая в итоге, скорее всего, затронет все страны Запада. Так, в Packaging Corp. of America с ужасом отметили, что во II квартале продажи таких коробок упали на 9,8% после снижения на 12,7% в I квартале. В FreightWaves Research отмечают, что такого снижения спроса на коробки не было с конца мирового финансового кризиса 2008–2009 годов.
А Россия везет много и в больших объемах. При этом рядовые аналитики на Западе ошибаются, полагая, что архитекторы санкционной политики в Вашингтоне не в курсе этого. Более того, они это даже предвидели.
Если говорить серьезно, то если бы не возможности быстро переключиться на китайские и другие импортные авто, то российская автомобильная промышленность была бы просто вынуждена взять другой темп развития, а не нынешний, больше похожий на потягивания кота на солнце в летнюю жару. Это же справедливо и в отношении других видов импорта.
Любопытно, но сильная девальвация рубля может сыграть роль холодного душа. Однако чтобы всерьез запустить собственное производство, а не ввозить через другие страны продукцию Евросоюза и США, а также расхватывать новинки из КНР, этого явно недостаточно. Здесь нужны продуманная экономическая, потребительская и информационная политики.
Ждем, когда вслед за тем, как депутаты Госдумы пересядут на «Лады», «Москвичи» и Aurus, и в регионах местная политическая элита также откажется от иномарок. По крайней мере, это могло бы стать хорошим информационным жестом в сторону избирателей в преддверии единого дня голосования в сентябре.
Telegram-канал «Черный лебедь»