На азиатском пространстве от Ирана на западе до Японии на востоке и от России на севере до Индонезии на юге пока имеется лишь одна страна с реальной наследственной системой правления — это коммунистическая монархия в КНДР. Однако буквально на днях в гигантском регионе появится и второе государство такого рода — 17-миллионная Камбоджа.
О предстоящих крупных переменах лично сообщил в недавнем телевизионном обращении к народу всесильный премьер-министр этой страны 71-летний Хун Сен, который (не падать со стула!) непрерывно находится там у власти уже 38 лет. В июле его правящая Камбоджийская народная партия на всеобщих выборах вновь одержала блестящую победу, завоевав 120 из 125 мест в парламенте. Перед этим главная сила оппозиции была отстранена от голосования по техническим причинам, а за бойкот выборов избирателям грозили наказанием.
Так вот, сразу после победы Хун Сен сообщил, что передает полномочия премьер-министра своему сыну, 46-летнему Хун Манету. Пора, мол, дать дорогу молодым. К своим новым обязанностям сын должен приступить 22 августа. Впрочем, сам Хун Сен уходить на покой не собирается: он будет по-прежнему возглавлять правящую партию и заседать в парламенте. Как полагают, правитель с 38-летним стажем намерен сохранить реальные властные рычаги и станет передавать их сыну постепенно. А в одном из интервью он уже как бы пошутил, что опять вернется в кресло премьера, если отпрыск не справится.
Хун Сен был командиром среднего ранга в силах «Красных кхмеров», которые для построения уравнительного социализма по маоистским рецептам с невероятной жестокостью уничтожали в своей стране большую часть городского населения, интеллигенцию и вообще всех потенциальных умников. Мотыгами и палками забивали людей только за то, что они носили очки, знали иностранный язык или пытались спрятать книжку. В ходе планомерного геноцида были уничтожены от 1,7 до 3 миллионов человек — о цифрах специалисты спорят.
Хун Сен, правда, уверяет, что в зверствах лично не участвовал. Когда в рядах «Красных кхмеров» тоже начались чистки и поиски изменников, он благоразумно бежал в соседний Вьетнам. Откуда и вернулся вместе с вьетнамскими войсками. Они свергли режим «Красных кхмеров», сторонники которых ушли в джунгли, начав новую кровавую гражданскую войну. Ну а Хун Сен в 1985 году стал премьером и с тех пор уже власть от себя не отпускал.
Он железной рукой искоренял любые проявления оппозиции, а на требования Запада провести демократические реформы ответил резким креном в сторону Китая. Хун Сена бежавшие за границу политические противники обвиняют в раздаче приближенным лучших кусков национальной экономики. Но есть и обратная сторона медали — при затяжном правлении Хун Сена в многострадальной Камбодже установилось спокойствие, были созданы работающие системы образования и здравоохранения, идет непрерывный рост уровня жизни. По мнению Всемирного банка, улучшение экономической ситуации и уверенный рост доходов населения будут продолжаться по меньшей мере до 2030 года.
Новый наследственный премьер Хун Манет — фигура интересная. Он стал первым камбоджийцем, окончившим знаменитую американскую военную академию Уэст-Пойнт. Получил магистерский диплом по экономике в Университете Нью-Йорка и PhD по той же экономике в Бристольском университете. У себя в стране пошел по военной линии: был в службе охраны своего отца, в антитеррористических подразделениях, а сейчас в звании генерала занимает пост заместителя командующего вооруженными силами. О своих политических взглядах Хун Манет предпочитает не высказываться, длинных речей избегает. Большинство наблюдателей считают, что он вряд ли изменит суть политики своего отца, хотя, возможно, и привнесет в нее новый, более современный стиль. А что до западного образования — так Ким Чен Ын тоже учился в швейцарской школе.
Василий Головнин, журналист