В политическое межсезонье все большее звучание приобретает тема борьбы с абортами. Она на самом деле вечная, такая же, как и смертная казнь, поэтому вызывает дискуссию в обществе и часто запускается для того, чтобы отвлечь внимание от каких-то иных происходящих событий или выдвигаемых инициатив.
Сейчас власть озабочена демографическим кризисом, и наиболее консервативная ее часть предлагает начать с ограничения абортов. Интересно, что в этом наши консерваторы сходятся с польской правящей партий «Право и справедливость», которая протащила, наверное, самое жесткое в Европе законодательство по борьбе с абортами. Более того, те, кого в России называют бандеровцами, то есть украинские правые, как правило, католики и униаты, также давно вынашивают идеи запрета абортов. Получаются такие причудливые общие позиции в сфере защиты традиционных ценностей. Впрочем, не впервые. <…>
Опираются те, кто предлагает ограничить аборты, на статистику ООН. Согласно этим данным, Россия — мировой лидер по числу абортов. На тысячу женщин приходится 53,7 аборта, 5 из 10 беременностей заканчиваются искусственным прерыванием. За 30 лет, с 1991 по 2021 год, по данным Росстата, на территории России было сделано 50 695 680 абортов, и это без учета произведенных в частных клиниках.
Именно эти цифры и вызывают дискуссии, причем чаще всего они граничат с мракобесием. В Мордовии, например, приняли закон «О запрещении склонения к искусственному прерыванию беременности». Если читать пояснительную записку, то понятно, что депутаты борются с «культом потребления» и «культом секса». Хотя в реальности к искусственному прерыванию беременности часто склоняют сами депутаты, принимающие бюджет, который как минимум не сокращает число бедных. Многодетность обычно присуща селам, где нужны рабочие руки, а в городах, скорее, является проблемой, в том числе из-за неподходящих жилищных условий. И если проехаться по Мордовии, то во многих ее уголках градообразующими предприятиями стали исправительные колонии, которые явно не способствуют ни развитию сельского хозяйства, ни решению жилищных проблем, ни повышению уровня жизни. Кроме того, важен вопрос перспектив — а какие перспективы для своих детей видят родители в какой-нибудь Потьме?
Еще одну инициативу выдвинул депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Леонов. Он предложил продавать по рецептам средства экстренной контрацепции. Печально, что член комитета по здравоохранению не понимает вообще, что такое экстренная контрацепция. Вводить на нее рецепты — все равно что вызывать пожарных за год до того, как будешь зажигать свечи на новогодней елке или жарить шашлык на даче.
А ведь причины абортов понятны, и бороться надо с ними. Бедность, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, недоступное жилье, семейное насилие, которое те же самые депутаты декриминализовали.
При этом опыт Польши показывает, что те, кто не хочет рожать, не будет этого делать. Женщины едут на операции в соседние страны, как и из консервативных штатов США в демократические. Есть даже специальные НКО, которые им в этом помогают, в том числе и финансово. В России такие НКО невозможны, значит, велика вероятность подпольных абортов, которые могут привести в лучшем случае к тому, что женщина больше не сможет рожать, а значит, выключится из решения демографической проблемы. И это на фоне мужчин в зоне СВО, которые тоже не могут по понятным причинам в этом помочь. Но, наверное, даже более печально то, что многие женщины не смогут оплатить подпольный аборт, а значит, выходом для себя будут видеть отправку грудничка в мусорный бак. Даже сейчас достаточно залезть в сообщения криминальной хроники, чтобы ужаснуться. Тема же с беби-боксами уже давно забыта.
Кирилл Шулика, журналист, публицист — для Telegram-канала «Незыгарь»