В Китае невероятно выросло число неработающей молодежи. По официальным данным, по состоянию на июнь в разряде «безработных» числилось 21,3% жителей страны в возрасте от 16 до 24 лет. Эта категория за последние пять лет расширилась более чем вдвое — в 2018 году в нее зачисляли лишь 10% молодых китайцев.
Но ситуация еще серьезнее — если к группе «безработные» прибавить тех, кто и не ищет работу, то вместе они уже превышают 46% жителей КНР в возрасте от 16 до 24 лет. Иными словами, это становится крайне серьезной социально-экономической проблемой. В чем дело?
Наложилось несколько факторов. В Китае, например, выросло число студентов из-за расширения квот на вступление в высшие учебные заведения. Летом 2023 года число окончивших университеты и завершивших курсы аспирантов увеличилось до рекордной в истории КНР цифры — почти 11,6 млн человек. За пять лет она возросла на 40%.
С другой стороны, в Китае после коронавирусных потрясений очень медленно восстанавливается деловая конъюнктура, число вакансий расширяется вяло. Все более активное внедрение систем искусственного интеллекта приводит к сокращению целых категорий рабочих мест — например, в бухгалтерской сфере или технических переводчиков.
Есть и причины другого измерения — в Китае очень остро ощущается проблема «сохранения лица», личного престижа. Высокий уровень образования жестко требует высоких заработков после устройства на работу — и пойти в этом на компромиссы морально нелегко. При этом промышленные производства уже достаточно ощутимо страдают от нехватки рабочих рук. Однако многие юноши и девушки после окончания университетов, как говорят, болтаются без дела и даже особенно не ищут трудоустройства.
Растут целые категории молодых людей, которые просто сидят на шее у своих вкалывавших всю жизнь родителей и, что называется, «ищут работу без спешки». По данным социологов, на них приходится почти 19% выпускников вузов — в три раза больше, чем в 2020 году.
Василий Головнин, журналист