Posted 3 августа 2023, 09:00
Published 3 августа 2023, 09:00
Modified 1 февраля, 20:22
Updated 1 февраля, 20:22
В последние недели Швецию и Данию накрыла волна поджогов Корана, которая привела к острому кризису в отношениях этих стран с исламским миром. Любопытно, что если раньше акциями с осквернением Корана отличались крайне правые националисты, то сейчас наибольшую активность в Швеции проявляет иммигрант из Ирака, 48-летний Салван Момика, который называет себя либеральным атеистом и заявляет, что хочет привлечь внимание к притеснению христианских меньшинств в некоторых арабских странах.
Момика провозгласил своей целью запрещение Корана в Швеции. 28 июня он провел акцию с сжиганием Корана у главной мечети Стокгольма. Акция получила широкое освещение в СМИ, после чего в Ираке начались протесты у посольства Швеции. В середине июля сотни возмущенных иракцев штурмовали здание посольства и частично его подожгли. Багдад выслал шведского посла. В ответ 20 июля Момика и его единомышленник, также выходец из Ирака Салван Наджем растоптали Коран у посольства Ирака в Стокгольме.
Через день события переместились в Копенгаген. Ультранационалисты из группы «Датские патриоты» сожгли Коран в рамках акции протеста против нападения на шведское посольство в Багдаде. Это вызвало попытку штурма теперь уже датского посольства в Багдаде. Но вскоре стало ясно, что дело не в Ираке. 25 июля те же ультраправые датчане сожгли священную книгу мусульман у посольств Египта и Турции в Копенгагене. 31 июля акция повторилась у посольства Саудовской Аравии. В тот же день в Стокгольме Момика и Наджем провели акцию по осквернению Корана у здания парламента Швеции. Все перечисленные акции проводились с ведома и под присмотром полиции.
Естественно, эти богохульственные провокации вызвали резко негативную реакцию у руководства мусульманских стран. Президент Турции Эрдоган, который на саммите НАТО в Вильнюсе обещал не препятствовать вступлению Швеции в Альянс, теперь предупредил, что этого не случится, пока будут продолжаться поджоги Корана. Аятолла Хаменеи призвал Швецию передать Момику в руки правосудия исламских стран. 31 июля Организация исламского сотрудничества, объединяющая 57 государств, провела чрезвычайную онлайн-конференцию министров иностранных дел, резко осудившую сожжения Корана и призвавшую страны-члены принять политические или экономические меры против стран, где происходит глумление над Кораном.
Все это не на шутку встревожило правительства Швеции и Дании, которые рассматривают происходящее как серьезную угрозу национальной безопасности. Проблема для них заключается в том, что правовые системы этих стран не предусматривают наказания в случаях осквернения священных книг. Имевшиеся законы против богохульства были отменены (в Швеции — давно, в Дании — в 2017 году). Шведские власти несколько раз пытались отклонить запросы на проведение акций против Корана, но суды отменяли эти решения на том основании, что они противоречат закрепленной в конституции свободе слова и самовыражения.
Июльский опрос 2000 шведов показал, что около половины высказались за законодательное запрещение сожжения священных книг. Но часть политиков и общественности считают, что существующий закон о наказании за разжигание ненависти просто должен лучше применяться, а прямой запрет опасен для гражданских свобод. Против выступают и влиятельные в Швеции и Дании национал-популистские партии.
В такой ситуации правительства вынуждены маневрировать. Они признают, что необходимо что-то делать. 30 июля датский МИД заявил, что прошедшие акции достигли уровня, когда Дания «рассматривается как страна, которая способствует оскорблению и очернению культур, религий и традиций других стран». В заявлении говорится, что правительство ищет «юридический инструмент», который будет препятствовать осквернению священных книг, при этом не задевая свободу самовыражения.
О том же заявил премьер Швеции Ульф Кристерссон. На пресс-конференции 1 августа он отметил, что, оставляя неприкосновенной свободу слова, правительство рассмотрит меры, которые позволят полиции не допускать сожжения Корана в публичных местах. Как это намерение будет реализовано, пока неясно.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co