Deepfake на уровне ЦБ — у меня сложилось впечатление, что Кристин Лагард позаимствовала тезисы для своего выступления у главы ФРС, или это был Пауэлл, но под другой маской. Иначе как еще объяснить неуверенность европейского регулятора в дальнейших действиях, когда базовая годовая инфляция в июне ускорилась до 5,5% с 5,3%. А как же «мы достигнем своей цели»?
Предположим, что Европа надеется на естественное снижение цен. Но вот незадача: не только геополитика ударила по ценам на зерно, но и фьючерсы на бензин взлетели повсеместно. Причина — неожиданная остановка нефтеперерабатывающих заводов и низкие запасы топлива в основных бензиновых хабах (на побережье Мексиканского залива в США и в Сингапуре).
И все же рынки услышали то, что хотели услышать: цикл повышения ставок подходит к концу. В результате пара EUR/USD упала ниже отметки 1,10, а индекс Euro Stoxx 50 закрылся ростом на 2,33%.
Поначалу инвесторов также воодушевили сильные данные по ВВП США за второй квартал. Вместо прогнозируемых 1,8% рост в первом чтении составил 2,4%. Проблема в том, что вместе с индексами начал укрепляться доллар, подскочила и доходность десятилетних облигаций. В результате к концу торговой сессии S&P 500 и Co ушли в красную зону.
Почему?
Во-первых, сильная экономика может подтолкнуть ФРС к очередному повышению ставок со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Во-вторых, сезонная корректировка может привести к пересмотру показателей в сторону понижения.
В-третьих, я бы очень внимательно покопался в структуре этого прироста ВВП. Так вот… основной вклад внесла сфера услуг. В принципе, неудивительно. В структуре американской экономики эта сфера — ведущая. Однако проблема в том, что этот рост может как раз весьма сильно ослабеть в самое ближайшее время. Для поддержания спроса нужны новые и новые деньги, субсидии и т. д. А вот тут не все так радужно.
Наконец, я бы не принимал за чистую монету прогнозы регуляторов относительно «мягкой посадки». В 1989, 2000 и 2007 годах в ФРС тоже успокаивали рынки, но после этого экономика впадала в рецессию.
Когда мне рассказывают, что все кругом — самые честные и порядочные, мне срочно хочется проверить кошелек — на месте ли он. Ну а когда уверяют, что никакой рецессии не будет, огромное желание уточнить — когда именно. Через месяц — вполне возможно. Через два — сомневаюсь. Через три… ну, вы меня поняли.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan