Posted 28 июля 2023, 09:30
Published 28 июля 2023, 09:30
Modified 30 марта, 08:12
Updated 30 марта, 08:12
Прошедшие неделю назад в Британии дополнительные парламентские выборы в трех избирательных округах привели к неожиданным политическим последствиям.
Напомним, в двух считавшихся надежными для правящих консерваторов округах их кандидаты потерпели сокрушительные поражения — в одном случае от лейбориста, в другом от либерал-демократа. А вот в округе на северо-западной окраине Лондона, который прежде представлял покинувший ряды депутатов Борис Джонсон, неожиданно победил консерватор, пусть и с небольшим перевесом. Эта победа всеми политиками была истолкована как результат недовольства местных жителей решением мэра Лондона, лейбориста Садика Хана расширить с конца августа так называемую зону ультранизких выбросов (ULEZ) на пригороды столицы. Нахождение внутри ULEZ предусматривает, что владельцы старых автомобилей с большими выбросами должны выплачивать за их использование ежедневный сбор в размере £12,5. Кандидат от тори вел в округе кампанию под лозунгом отмены этого решения.
Эта локальная победа была воспринята в Консервативной партии не просто как утешение перед лицом двух унизительных поражений, но как прецедент, который следует использовать по всей стране для проведения четких разделительных линий с лейбористами в сфере экологической политики, что могло бы повысить шансы тори на всеобщих выборах. Правое крыло партии начало оказывать давление на руководство с целью побудить его отказаться от некоторых ранее объявленных амбициозных целей по борьбе с изменениями климата или растянуть их реализацию во времени. Еще при премьерстве Терезы Мэй в законодательство Британии была включена цель к 2050 году свести к нулю чистые выбросы углекислого газа. Борис Джонсон на посту премьера взял обязательство к 2030 году запретить продажи в стране новых автомобилей с ДВС.
Похоже, сейчас правительство не остается глухим к давлению со стороны правых. Кстати, примерно ту же картину можно наблюдать и в рамках Евросоюза, где продвижение зеленой повестки встречает все большие трудности.
23 июля министр регионального развития Майкл Гоув заявил, что хочет смягчить текущие планы по введению к 2028 году более строгих минимальных стандартов энергоэффективности для собственников помещений, сдающихся в аренду: «Мое твердое мнение состоит в том, что мы просим слишком многого слишком быстро». 25 июля Гоув отметил: «Важно, чтобы правительство двигалось вперед с подходящими и продуманными шагами с целью охраны окружающей среды. Но есть некоторые конкретные области, где расходы, возлагаемые на людей, рискуют вызвать негативную реакцию».
24 июля к этому нарративу присоединился премьер-министр Риши Сунак. Он дал понять, что правительство может отложить до лучших времен некоторые экологические обязательства, которые потребуют прямых расходов от потребителей. В ответ на вопрос журналистов премьер сказал: «Мы собираемся добиться прогресса в продвижении к нулевым выбросам, но мы намерены делать это соразмерным и прагматичным образом, чтобы без необходимости не приносить людям больше трудностей и затрат». В частности, Сунак отказался подтвердить, что продажи новых автомобилей с ДВС будут запрещены с 2030 года.
В тот же день представитель Даунинг-стрит, 10 сообщил, что правительство будет «постоянно и тщательно изучать» такие меры, как запрет на новые автомобили с ДВС, отказ от газовых отопительных котлов к 2035 году и стандарты энергоэффективности для сдаваемых в аренду помещений.
Вместе с тем намечающееся ослабление экологических обязательств правительства нравится далеко не всем политикам-тори. Существующая в партии группа давления «Консервативная экологическая сеть», объединяющая 150 членов обеих палат парламента, уже выразила свою озабоченность. Она настаивает, что взятые партией обещания по борьбе с изменениями климата популярны среди избирателей и приведут к увеличению инвестиций и снижению коммунальных расходов, а потому премьер-министр должен строго их придерживаться.
Можно ожидать, что полемика в правящей партии по темам зеленой повестки будет обостряться по мере приближения к всеобщим выборам.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co