Об интересах России в Африке.
1. Экономический фактор — конкуренция за ресурсы. А Африка — это «кладовая мира». Гвинейские бокситы Олега Дерипаски — только наиболее известный в России ресурс. Есть алмазы, золото, уран. В Мали добывают золото и алмазы — причем если своим золотом эта страна славилась еще в средние века (щедрого и добродетельного императора XIV века Мансу Мусу считают одним из богатейших людей в истории человечества), то многие разведанные кимберлитовые трубки еще не запущены в производство.
Центральноафриканская республика (ЦАР) делит четвертое-пятое место в мире по чистоте добываемых алмазов. Кстати, в Мали в июне прошел конституционный референдум, расширивший полномочия президента-полковника Ассими Гоиты. А 30 июля пройдет конституционный референдум в ЦАР, после которого президент-профессор Фостен-Арканж Туадера сможет в 2025 году баллотироваться на третий срок. И полковник, и профессор имеют тесные связи с Россией, которая совсем не возражает против их юридических новелл. В России давно исходят из того, что в стране должен быть ответственный, с которым можно иметь дело. И неважно, как он пришел к власти — на выборах, как Туадера, или в результате переворота, как Гоита.
2. Политический фактор — голосования, причем не только в ООН, но и в других организациях. Можно вспомнить не только Эритрею, стабильно поддерживающую Россию в ООН, и ряд других стран (в том числе Мали и ЦАР), которые делают это более осторожно, однако в любом случае против России не идут, но и примеры голосований и различных инициатив в других организациях. Например, в ОЗХО Бурунди в 2018 году внесла поправку по сирийскому вопросу, соответствующую интересам России. Здесь был дипломатический момент — чтобы Россия и ее ближайшие партнеры не были прямо связаны с поправкой, а она исходила от официально незаинтересованной страны. Впрочем, поправку так и не приняли. В любом случае голосования африканских стран являются одним из аргументов в пользу того, что Россия не находится в изоляции.
3. Военно-стратегический фактор — относится к странам, находящимся на океанском побережье. В советское время СССР был заинтересован в сотрудничестве вначале с Сомали, а затем с Эфиопией именно из-за размещения военно-морских баз, важных для присутствия ВМФ в Индийском океане. Сейчас речь идет о сотрудничестве в этом вопросе с Суданом, но есть проблема. Соглашение о создании «пункта материально-технического обеспечения российского флота» вблизи города Порт-Судан подписано в 2020 году, но не ратифицировано парламентом, которого в Судане пока что нет. И с учетом крайне напряженной внутренней ситуации неясно, когда будет.
Главная проблема африканской политики — нестабильность режимов. Это было актуально для советского времени и сохраняет свою актуальность в настоящее время. Речь идет и о возможности переворотов (когда надо договариваться с новыми лидерами), и о смене политической ориентации действующим режимом. При этом большинство стран стремятся диверсифицировать свои интересы, чтобы не делать однозначных ставок. Но все они заинтересованы в низких ценах на продовольствие, от чего в немалой степени зависит их стабильность. Поэтому сейчас для них важно понять, что будет после прекращения действия зерновой сделки.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»