Подумалось, что СССР-РФ всегда исторически подстраивается под стандарты своих главных партнеров.
1. Так, в 1942-43 годах это было восстановление РПЦ по требованию США. В патриотических кругах до сих пор принято думать, что это был некий «поворот Сталина к русскому народу». Но нет, исторические документы показывают, что это было требование Рузвельта. Он объяснял Сталину, что Конгресс может приостановить ленд-лиз за угнетение церкви в СССР.
2. В 1970-е главным партнером СССР становится Европа. «Газ в обмен на трубы», строительство европейцами заводов «под ключ» (вроде АвтоВАЗа), расширение торговых связей. СССР пошел на Хельсинкские соглашения в 1975 году, т. е. на прекращение репрессий против диссидентов и сепаратистов/националистов, построение основ правового общества, в связи с зависимостью от европейских покупателей ресурсов.
3. В 1990-2000-е в целом возрастает зависимость от «коллективного Запада». Для выживания нужны гуманитарная продовольственная помощь, кредиты, обновление производственных фондов. Пришлось подстраиваться под Запад с еще большим пакетом прав человека и гуманизации, чем при Брежневе.
4. С 2010-14-го становится все больше торговых связей с Китаем. А с 2022-го равнение на Запад из-за почти полного сворачивания торговых связей совсем пропадает. Теперь надо подстраиваться под стандарты Китая, а также ряда других отсталых и автократических стран (Турция, Иран). Подстройка под Китай — это однопартийная система, цифровизация и социальный рейтинг для пролов, тотальный контроль властей над всеми сферами жизни, унифицированное общество в виде пчелиного роя или муравейника. «Иранизация» — клерикализм и консерватизм.
В последнем случае успокаивает только то, что все эти подстройки под главного партнера были неполноценными, поверхностными. Были поверхностная церковность или права человека — значит, будет поверхностной и китаизация. Но общий тренд все равно будет значим.
Павел Пряников, публицист, автор Telegram-канала «Толкователь»