Выход России из зерновой сделки и невозможность использовать морской коридор для экспорта зерна вынуждает Украину экспортировать его речным, автомобильным и железнодорожным транспортом, пишет Bloomberg.
Согласно расчетам аналитиков компании Argus Media, на которые ссылается Bloomberg, прекращение вывоза украинского зерна морем сократит ежемесячный экспортный потенциал Украины примерно в два раза, с 7–8 млн т до 4 млн т, а также добавит логистических проблем.
Один из альтернативных маршрутов — через украинские порты на реке Дунай, по которой пролегает граница между Украиной и Румынией, а далее, через румынские порты, — на мировые рынки. Этот путь уже используется Киевом: объем зерновых, экспортируемых по Дунаю, в прошлом году вырос примерно с 1,4 млн т до 2 млн т в месяц.
Однако из-за аномальной жары в Европе Дунай обмелел: по данным румынского Управления водного хозяйства, уровень воды в реке в этом году на 40% ниже среднего уровня воды в июле. Это затрудняет поставки зерна большими судами: вынуждает загружать их не полностью или использовать для этих целей более мелкие суда.
Также Украина сможет использовать для вывоза зерна железнодорожные и автомобильные маршруты, однако экспортировать таким образом значительные объемы затруднительно. Так, согласно данным «УкрАгроКонсалта», которые приводит агентство, по железной дороге Киев экспортировал не более 1,2 млн т зерновых в месяц, а объем экспорта зерна грузовиками не превышал 676,7 тыс. т в месяц.