Все мы знаем постулат о родительской любви и материнском инстинкте, но в сущности эти конструкции в культуру внедрены максимум в течение последнего века. И они — сплошь искусственные.
Материнская любовь на протяжении большей части существования цивилизации выглядела совсем не так, как мы ее сейчас пытаемся представить. В сущности, это в большей степени непреходящий иррациональный страх за ребенка, который все время подхлестывает заботиться об обеспечении ему наилучших условий существования.
Причем по мере развития общества понятие об этих условиях менялось вместе с ним. Когда-то необходимо и достаточно было еды и одежды, теперь в этот перечень входят зачастую уже высшее образование и собственное жилье. Продолжительность периода родительской заботы при этом неукоснительно возрастает, а количество детей, которым родители в состоянии на таком уровне заботу дать — так же неукоснительно сокращается.
Воспитание конкурентоспособного потомства год от года становится все более трудоемким и энергозатратным делом. И — с рациональной точки зрения — ненужным. Родительский инстинкт не возникает заранее, в отрыве от ребенка, он рождается вместе с ним. А до этого людьми руководит банальный половой инстинкт, стремление к физическому удовольствию. До определенного момента получение физического удовольствия было неразрывно связано с появлением детей физиологически плюс подкреплялось религиозно. После развития средств контрацепции стало возможным отделение одного от другого, но религия по-прежнему заставляла людей стремиться к потомству, хотя зачастую уже и в меньшем объеме.
Религия — это универсальный психотерапевтический конструкт, дающий объяснение смыслу всего: жизни, смерти, рождения детей. Для верующего человека ответ на вопрос «зачем мне ребенок» предрешен системой ценностей, в которой он воспитан, это его программная оболочка, интерфейс, через который он взаимодействует с миром.
Но по мере развития научно-технического прогресса происходила секуляризация и возрастала рациональность мышления. И вот тут возникла проблема. Потому что с рациональной точки зрения в рождении детей, а особенно в больших количествах, смысла нет. Рациональный человек просчитывает свои возможности и затраты на воспитание детей — и часто удерживается от их рождения, либо не рожает в количестве, достаточном для расширенного воспроизводства. Потому что, как я уже сказал, рациональный человек имеет совсем другую программную оболочку, нежели религиозный. И это — первопричина всего.
Для возврата к модели расширенного воспроизводства недостаточно создания приемлемого уровня жизни, нужно что-то большее, на уровне прошивки. Потому что рациональный человек никогда не выберет терпеть неудобство, если можно его не терпеть. Поэтому между одним и двумя детьми он выберет одного, между двумя и тремя — двух, между тремя и четырьмя — трех. Он всегда предпочтет запас ресурса «дополнительному» ребенку, не говоря уже о том, что капитализм в принципе не рассчитан на уровень дохода, позволяющий расширенное воспроизводство.
Поэтому есть два варианта — либо ограничить контрацепцию, либо секуляризацию. Оба — бесполезные. Что бывает при запрете контрацептивов и абортов, мы уже знаем. А с секуляризацией процесс очень интересный. Насадить ее гораздо легче и занимает меньше времени, нежели отменить и вернуть религиозность. Поскольку искоренение религиозности происходит довольно синхронно на всех уровнях общества, а вот формирование символической системы ценностей и убеждений происходит от поколения к поколению.
В общем, быстрой таблетки от демографической боли в природе нет. Поэтому от расширенного варианта придется так или иначе отказаться и постараться спасти и воспроизвести хотя бы тех, кто уже вырос.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»