Posted 18 июля 2023, 13:04

Published 18 июля 2023, 13:04

Modified 1 февраля, 20:19

Updated 1 февраля, 20:19

Telegram-канал «Черный лебедь». Цена на бензин в России уперлась в логический потолок

18 июля 2023, 13:04

Биржевая цена на бензин АИ-92 вновь обновила исторический максимум, достигнув в начале недели отметки в 60 тыс. 758 руб./тонна, о чем сообщается в материалах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. При этом в рознице цена литра этого бензина составляет в среднем 48 руб. 64 коп. за литр.

Пока ситуацию для конечного потребителя спасает демпферный механизм ценообразования. Демпфер — это выплата производителю из бюджета для компенсации разницы между средней экспортной ценой и стоимостью товара на внутреннем рынке. Однако в сентябре ожидается сокращение выплат по демпферу, так что рост цен может ускориться.

Средняя цена бензина всех сортов сейчас равна 52 руб. 49 коп. за литр. Год назад в это же время литр стоил в среднем 50 руб. 56 коп., исходя из данных Росстата. Таким образом, бензиновая инфляция составила за последние 12 месяцев около 3,8%. Вроде бы, не так уж и много, однако нужно учитывать, что вообще-то Россия наряду с Саудовской Аравией и США — крупнейший производитель бензина в мире. Если пересчитать цену литра в текущие доллары, то у нас выходит 58 центов.

Для сравнения: в Венесуэле есть два вида цен. 120 литров бензина в месяц можно получить по цене в 5 центов, а сверх этого и без ограничений — за 50 центов/литр. Российская цена бензина в рознице сейчас выше, чем в Иране (36 центов), Египте (33 цента) и Кувейте (28 центов). Схожая стоимость (57 центов) есть у одного из ведущих производителей нефти в Африке — Нигерии. В Саудовской Аравии — 62 цента.

Очевидно, что потенциал объективного роста розничных цен на бензин подходит к логическому «потолку», но, к сожалению, может продолжиться. При этом попытка дальше играть на повышение обернется негативом для всей экономики.

Если соотносить средний доход россиянина с ценой литра бензина, то выходит, что у нас уже слишком завышенная стоимость топлива. Так, в Эр-Рияде цена литра бензина немного отличается от нашей, но там средний доход составляет в переводе на рубли 226 тыс. в месяц. Кто-то скажет, что там и уровень цен на остальное другой, однако нужно вспомнить, что в России население рекордно много тратит на продукты питания. Можно ориентироваться на официальные выкладки, но очевидно, что почти каждый второй отдает на продовольствие более половины своего дохода, тем более если речь идет о семьях с детьми. Так что выкраивать еще больше средств на то, чтобы заправить машину, такие потребители просто неспособны.

Если цена на бензин будет расти и далее, то это повлечет еще большее удорожание продуктов питания, так как большая часть подобных грузов перевозится с помощью автотранспорта. Упадет автотуризм, уменьшится рабочая мобильность населения, так как люди будут вынуждены работать рядом с домом, отказываясь от предложений, когда нужно будет расходовать много денег на проезд на автомобиле. Поднимется цена и на такси, что вместе с вышесказанным сильно ударит по индустрии отдыха и развлечений, включая кафе, рестораны, парки и аттракционы. Ну и конечно, дальнейший рост цен на бензин поставит крест на многих видах малого и среднего предпринимательства в стране.

Почему на это важно обратить внимание? Дело в том, что при низких ценах на нефть на внешнем рынке, а также из-за взятых страной в рамках ОПЕК+ обязательств по сокращению поставок сырья на экспорт может возникнуть соблазн компенсировать недополученную прибыль на внутреннем рынке с помощью роста цен. Это было бы неправильно.

Кстати, вся эта история касается не только нефти и бензина. Потери у газовиков из-за практической утраты европейского рынка сбыта также очевидны. И что мы видим? ФАС РФ, которая должна как раз стоять на страже интересов конечного потребителя, 17 июля выпустила приказ, согласно которому тариф на газ для всех потребителей поднимается с 1 июля следующего года на 8%, а с 1 июля 2025 года — еще на 8%.

И получается вот что: ЦБ РФ, скорее всего, 21 июля поднимет ставку, что сократит деловую активность, но может позволить регулятору выйти на устойчивый темп роста потребительских цен к концу следующего года в рамках целевого ориентира — 4% в год. Да, это может быть сделано, но за счет негатива для экономики. Однако решение ФАС о повышении газовых тарифов в два раза выше планируемой ЦБ РФ инфляции. Сложно понять — зачем? Ведь это будет еще больше разгонять инфляцию, и российская экономика получит следующую историю: пыталась существовать при высоких процентных ставках, чтобы получить небольшую инфляцию, но в итоге не будет ни доступных кредитов, ни умеренного роста цен.

Вообще, если посмотреть на ситуацию широко, то ведь российская энергетика не обязана вечно базироваться на «китах» в виде нефти и газа.

В ФАС уверяют: «Полученные средства от повышенных газовых тарифов будут направлены на социальную газификацию регионов и строительство новых газопроводов для потребителей». Интересно, а как они это проконтролируют? Еще более возмутительна фраза: «Сейчас более 30% российских газопроводов находятся в эксплуатации уже более 40 лет». А что делалось в компаниях до этого, когда, как из рога изобилия, лился денежный дождь от поставок газа в Европу? Неужели нельзя было тогда модернизировать трубы, а не сейчас выписывать приказ о повышении тарифов в два раза выше прогнозной инфляции, прикрываясь якобы нуждами социальной газификации?

Если все так сложно с финансами у газовиков и нефтяников, то почему не развивать ядерную энергетику, которая есть, и водородную энергетику, которая может и должна появиться, но работа в направлении которой ведется неоправданно медленно?

14 июля на совещании у вице-премьера Андрея Белоусова представитель Минэнерго рассказал, что есть демонстрационный образец мобильного плазменного генератора водорода, а также создан «аванпроект водородной заправочной станции». Сложно понять, почему мы до сих пор находимся на этапе стендовых разработок, а не внедрения новых технологий в серию.

России, самой богатой стране по ресурсам, нельзя иметь дорогую энергетику, так как энергия — это все равно что воздух для человека, настолько она жизненно необходима для экономики. И просто поднимать цены на литр бензин и куб газа — это не то решение, которое стратегически укрепляет экономику страны.

Telegram-канал «Черный лебедь»

Подпишитесь